АутизмПроблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в области детской психиатрии. Это объясняется как высокой частотой развития этих состояний, так и определенными трудностями своевременной диагностики и отсутствием детально разработанной системы специализированной помощи.

 

Аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте (до трех лет), и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы, как: искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции «комплекса оживления», характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрослыми.

 

АутизмОднако одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется наличие характерной триады:

 - недостаток социальных взаимодействий;

 - нарушенная взаимная коммуникация;

 - ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения (стереотипия, компульсивное поведение, потребность в однообразии, ритуальное поведение, ограниченное поведение и аутоагрессия).

 

Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

По данным сайта http://www.autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

 

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются ‒ неясно. Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которых занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь.

 

По данным на 2014 год в Ульяновской области проживает 4 746 детей-инвалидов, 60 из них страдают аутизмом.

АутизмНа базе реабилитационного центра «Подсолнух» созданы несколько родительских сообществ: общественная организация помощи детям с психическими нарушениями «Новые возможности», сообщество семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, «Веснушки», общественная организация помощи детям с аутизмом «Открытый мир», семейный клуб родителей детей с интеллектуальной недостаточностью «Берег». Также открыт Центр Коррекционной И Семейной Психологии, занимающийся проблемами в сфере взрослой и детской психиатрии, в частности проблемами аутизма и аутичного спектра расстройств.

 

В Санкт-Петербурге в декабре 2013 года открылся единственный в России центр социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом под названием «Антон тут рядом», который стал реализованным проектом фонда «Выход в Петербурге».

 

«Выход» для аутиста – это выход из аута в жизнь. «Выход» для всех остальных означает понимание, что все мы – одно целое. Даже если родители и педагоги, врачи и волонтёры помогут им справиться с этой проблемой, на пороге этой жизни их встретим все мы – люди, сограждане, общество, каждый из нас, каждый из вас. Если мы не будем готовы к этой встрече, то все огромные совместные усилия этих особенных людей и их близких, союзников, поводырей, сопровождающих, – будут напрасными. Выход нужно искать всем вместе.

Любовь Аркус,

основатель и Президент Фонда «Выход в Петербурге»

 

И напоследок: для того, чтобы иметь большее представление об аутистах, рекомендуем посмотреть следующие интересные фильмы: «Тэмпл Грендин», «Человек дождя», «Я – Сэм» и «Меня зовут Кхан» (в последнем фильме, правда, не полноценный аутист, т.к. главный герой болеет синдромом Аспергера).

 

Источники:

1.    Башина В.М. Аутизм в детстве;

2.    Открытые источники из интернета.        

 

 

Специально для Фонда «Садака изакят»,

врач-психиатр Мухамметжанова Л.Р.