Мусульманское образование
В современных условиях образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Вследствие чего национальная доктрина образования призвана способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества. В то же время образование в России должно учитывать и конфессиональные особенности, религиозные и духовные потребности народов её населяющих.
Образовательный процесс в современную эпоху, протекающий под знаком глобализации, осуществляется под влиянием экономических, научно-технологических, информационных факторов, отодвигая на второй план конфессиональную и национальную специфику. Эти тенденции определяют характер и современного религиозного образования. Но, в то же время, они создают и ряд проблем, напрямую касающихся и образовательной системы России. В связи с этим, религиозным учебным заведениям, входящим в российское образовательное пространство, необходимо учитывать:
○ многовековой опыт мусульман региона в системе религиозного образования и традиции джадидизма;
○ богатое богословское наследие мусульманских народов России, в том числе труды таких крупнейших татарских ученых как Г. Курсави, Г. Утыз-Имяни, Ш. Марджани, М. Бигиев, З. Камали, Р. Фахретдинов и др.;
○ специфику Центральной России, выражающуюся в сосуществовании различных мировых религий и цивилизаций, народов разных языковых групп и традиций, постоянное взаимодействие и взаимовлияние восточной и западной культур;
○ необходимость расширения рамок отечественной и международной кооперации с ведущими мусульманскими образовательными, научными центрами и организациями.
За годы советской власти богатый опыт российских мусульман в области религиозного образования полностью был утерян. Первые мусульманские учебные заведения в постсоветской России появились только в конце 1980-х годов. Поэтому сегодня, для создания современных, конкурентоспособных и национально-ориентированных мусульманских учебных заведений, необходимо знание и вдумчивое использование исторического опыта и современных достижений в сфере религиозного образования.
Но при этом необходимо исходить из того, что система образования как гибкая и мобильная структура не терпит формализованного подхода. Она должна соответствовать духу времени и удовлетворять интеллектуальные потребности соответствующих слоев общества. Поэтому использование исторического опыта требует его вдумчивого осмысления. Это касается, в первую очередь, использования опыта мусульманского образования у татар, вокруг которого до сих пор идут научные и идеологические споры.
Не вдаваясь в подробности этих споров, следует обратить внимание, что духовному и богословскому наследию надо относиться как к единому целому и уже давно пора избавляться от устаревших методологических подходов деления его на прогрессивные и реакционные направления. Такой подход лишает нас использования основной части богословского наследия, а также разностороннего опыта в сфере образования. Это касается осмысления джадидизма и кадимизма, которые, как правило, рассматриваются как идеологически противоположные направления.
Между тем, применительно к использованию их опыта в выработке современной системы мусульманского образования нельзя не обратить внимание и на то, что в татарской модели мусульманского образования дореволюционного периода, помимо традиций джадидизма, ставшего своеобразной формой создания светской модели образования, значительное место занимали и традиционные учебные заведения, которые продолжили лучшие традиции мусульманской учености. Об этом свидетельствует и то, что практически все крупнейшие татарские богословы обучались в традиционных медресе и получили полноценное религиозное образование.
Использование опыта современных зарубежных мусульманских учебных заведений также требует вдумчивого подхода. Этот опыт сегодня интересен для изучения форм применения современных образовательных технологий в мусульманских учебных заведениях. Но использование той или иной модели полностью в условиях России практически невозможно в силу многих причин, в первую очередь, идеологической заданности той или образовательной системы и следования их определенным мировоззренческим установкам.
Содействовать сохранению духовно-канонического единства мусульманских учебных заведений в наши дни становится особенно актуальным, так как именно система исламского образования в России содержит в себе значительный объединительный потенциал в нынешней ситуации организационной раздробленности российских мусульман, выраженной в наличии нескольких независимых друг от друга исламских централизованных организаций.
Находясь под канонической опекой разных духовных управлений мусульманские учебные заведения страны объединяют свои усилия как для выработки единых образовательных стандартов в области исламского образования, так и для осуществления других важных шагов на пути создания единого исламского образовательного пространства. А это закладывает, особенно в долгосрочной перспективе, мощный фундамент для объединения российских мусульман и на организационном уровне.
Утрата же российской уммой богословского единства мусульманских учебных заведений только усугубит существующий ныне раскол и к организационной линии разлома добавит еще и идеологическую, преодолеть которую окажется значительно труднее.