Воспитание детейЧеловечество вступило в XXI век с величайшими научно-техническими достижениями: освоением космоса, изобретением радио, телевидения, компьютера и т.д. Однако прогресс определяется не только научными открытиями. Он, в первую очередь, зависит от того, насколько глубоко в обществе ценятся такие понятия, как любовь, сочувствие, уважение.

 

Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о человеке. Оно стремится воспитать и поддержать в нём добрые начинания и искоренить стремление ко злу и разрушению. И для анализа и поиска причин различных общественных и социальных потрясений, присущих какому-либо периоду,  нужно, зачастую, исследовать историю двадцати-тридцатилетней давности, то есть выявлять причины и факторы, воздействовавшие в детстве на наиболее активный слой населения рассматриваемого периода.

 

Дети – это не только воплощение любви, отрада родителей и украшение жизни, но и огромная ответственность и испытание, даруемое Всевышним родителям. От их здравия и всестороннего благополучия зависит будущее общества, в котором они живут, зависит завтрашний день народов, культур, к которым они относятся.

 

Ежегодно 1-го июня во всём мире отмечается День защиты детей. Однако не многие задумывались, в чём именно, прежде всего, должна заключаться эта защита!

 

Первым и самым важным шагом в данном направлении, безусловно, является полноценное воспитание подрастающего поколения, которое в Исламе играло во все времена наиважнейшую роль. В противном случае, если дети не получат должного воспитания и образования или же получат, но из рук недоброжелателей, людей, ставящих перед собой деструктивные цели и задачи ради личного благого будущего, ситуация приведёт к постепенному и неизбежному разрушению устоев общества, государства или к его идеологическому порабощению другой цивилизацией.

 

О важности этого свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы:

 

Матери кормят своих новорожденных детей на протяжении двух полных лет. [Это] для тех, кто решил полноценно кормить ребёнка грудным молоком. Отец же [если вдруг они развелись с матерью ребенка] обязан продолжить её содержание (побеспокоиться о необходимых вещах) в оптимальных условиях той местности, в которой они проживают, с учётом его материальных возможностей. На душу не возлагается больше того, что она в состоянии сделать (что выше её сил и способностей) [к примеру, от отца младенца нельзя требовать больше того, что он может дать]. Не должен наноситься вред ни матери ребёнка, ни его отцу из-за вопросов, связанных с младенцем [негоже, не к лицу им как верующим, прикрываясь младенцем, оказывать давление друг на друга].

 То же касается и наследника [то есть если в период кормления ребёнка грудью умер его отец, а с матерью ребёнка он был уже разведён, что лишило её наследства, тогда все упомянутое из норм материального обеспечения кормилицы перекладывается на плечи тех, кому перешло наследство покойного (отца ребёнка). Кстати, ребёнок является одним из основных наследников своего отца. Если скоропостижно скончавшийся отец не оставил наследства, материальных средств, тогда упомянутые выше финансовые затраты берут на себя его родные].

 Если они [мать и отец ребёнка], посоветовавшись, обоюдно решили отнять его от груди [до окончания двух лет], то нет на них греха [при условии, что нет в их решении явного вреда для здоровья младенца].

 Если [например, по причине отсутствия грудного молока у матери ребёнка или нежелания кормить его] отец (родители) захочет (захотят) найти кормилицу, то нет греха на вас (родителях), если будете оплачивать ей (кормилице) достаточно по местным нормам и обычаям (с добротой души и наличием обоюдного согласия).

 Бойтесь Всевышнего [притеснять мать, обижать кормилицу, ущемлять права отца или самого ребенка! Будьте внимательны и справедливы друг к другу в пределах установленных Всевышним канонов и местных норм взаимоотношений]. Знайте, что Аллах (Бог, Господь) видит всё, что вы делаете [ничто не уйдет от Его взора (не имеющего рамок и границ), а потому будьте требовательны в первую очередь к самим себе, ведь Он хорошо осведомлён о том, что в ваших душах].*

 

Священный Коран, 2:233

 

Крайне важно воспитать в подрастающем поколении человечность, уделяя много внимания развитию ребёнка, изучая проблемы детей на всех стадиях взросления! Иначе завтра общество превратится в «культурных» дикарей и животных, пожирающих и притесняющих друг друга ради добычи очередного куска «булки с маслом», а сегодняшние райские бабочки на поверку окажутся вредной молью.

 

Так, Всевышний Аллах говорит в Коране:

Верующие [выстраивайте правильные, хорошие взаимоотношения в семье и] защищайте себя, а также свои семьи от Ада [культивируя нравственность и взаимопонимание в семье]! [Помните, что] топливом его будут люди и камни. Управленцами же [Ада по велению Творца] будут грубые (жёсткие) [несговорчивые, которых невозможно растрогать, подкупить или устрашить] и очень сильные ангелы [всего их девятнадцать]. Они во всём покорны Аллаху (Богу, Господу) и [беспрекословно] выполняют то, что велено.*

 

Священный Коран, 66:6


Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас (мир им) в пояснение к этому аяту сказал: «То есть обучайте свои семьи [вопросам морали и нравственности, набожности и покорности Господу миров] и воспитывайте [то есть пусть это будет последовательным на протяжении лет процессом воспитания духовно и интеллектуально богатой личности. Не ограничивайтесь лишь материальным обеспечением семьи]»*

 

Воспитание детейВ мусульманской семье воспитание детей является одним из приоритетов. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребёнка и обращенная к его разуму.

 

Воспитание – это постепенное, пошаговое развитие ребёнка, ведущее его к полноценности и совершенству. Оно охватывает физическую, интеллектуальную, морально-нравственную и духовную сферы.

 

Уместно тут вспомнить и широко известную историю о халифе Умаре (да будет доволен им Аллах), к которому однажды пришёл человек с жалобой на сына. Несчастный отец сокрушался, что его отпрыск растет высокомерным, не уважает родителей и во всем им перечит. Умар (да будет доволен им Аллах) призвал к себе юношу, чтобы выяснить причины его поведения и дать наставления в том, как должно мусульманину относиться к своим родителям.

 

Представ перед халифом, юноша спросил: «О, эмир мусульман! Есть ли у матери и отца обязательства перед детьми?» «Да, не только детям, но и родителям Всевышний предписал соответствующие правила», – ответил халиф. Тогда молодой человек попросил их перечислить.

 

«Во-первых, будущий отец должен избрать для своего ребенка благочестивую мать. Во-вторых, родители обязаны дать ему хорошее, благородное имя. В-третьих, матери и отцу следует, прежде всего, позаботиться не о материальном благополучии своего ребенка, а об обретении им знаний, полезных для его души. Они должны научить его жить, соизмеряя свои действия с Книгой Аллаха Священным Кораном», – так отвечал Умар (да будет доволен им Аллах).

 

Внимательно выслушав халифа, юноша произнес: «О халиф! Мой отец не выполнил ни одного из указанных Вами обязательств передо мной. Моя мать огнепоклонница, мне дали имя Джуал, что означает «черный таракан», и меня не научили ни одной букве».

Услышав этот горький рассказ, халиф обратился к несчастному отцу юноши со словами: «Эх, человек! Ты жалуешься на сына, тогда как сам поступаешь по отношению к нему безответственно. И его отношение к тебе отражает твое отношение к нему…».

Таким образом, Всевышним Аллахом на родителей и учителей возложена большая ответственность по воспитанию детей. Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним, и в Судный День мы будем отвечать за них перед Создателем.

 

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

 

 Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребёнку, это хорошее воспитание.

 

хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса,

св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани, аль-Хакима

Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом.

 

хадис от Анаса ибн Малика,

св. хадисов Ибн Маджа

То, что Всевышний направит на правильный путь кого-то посредством тебя [о человек, а в первую очередь — о родитель (!), уделяющий должное внимание воспитанию своего чада], лучше всего [всех богатств и ценностей], над которыми восходит и заходит солнце [то есть это выше по значимости пред Богом, чем все мирские богатства и сокровища].*

 

хадис от Абу Рафи‘а и Сахля ибн Са‘да,

св. хадисов ат-Табарани

Воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Ведь именно в эти годы формируются основы личности и как доказывают учёные – очень важен в этом плане период до трёх лет.Чем взрослее ребёнок, тем труднее он поддаётся воздействию: из мягкого воска можно слепить, что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок.

 

В воспитании ребенка можно выделить семь важнейших аспектов:

 

Воспитание детей1. Религиозный.

Здесь подразумевается приобщение ребёнка с самого рождения к иману, обучение его основам Ислама и Шариата.

 

Иман – это вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его Книги и Его пророков (мир им), в Судный День и предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

 

Столпы Ислама – это поклонение в форме шахадата, намаза, поста, закята, хаджа.

 

Принципы Шариата – это комплекс предписаний и норм, установленных Всевышним Аллахом для людей, уверовавших в Него, и регулирующих их поведение, как на уровне отдельного человека, так и общества.

 

Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии (фитра), а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми, а не изувеченными: разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!

 

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов аль-Бухари (1359)

 

Фитра означает, что ребёнок покидает утробу матери, открывая перед собой двери жизни без навязанных представлений и страстей. Их души подобны чистому листку бумаги, куда родители помещают представление об окружающем мире, выбирая для своего дитя какое-либо мировоззрение или же пуская этот процесс на самотёк. Поэтому именно они несут ответственность за будущее сына или дочери перед Всевышним Аллахом.

 

2. Нравственный.

Этот аспект подразумевает комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребёнку с раннего детства. Данные принципы должны стать стержнем его психики, личности.

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) определил основную цель своей великой миссии словами:

 

Воистину, я был ниспослан, для того, чтобы довести до совершенства высокие нравы!

 

Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадис № 2584

 

О важности этого аспекта воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится:

 

Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их.

хадис от Абд ар-Разака

В результате нравственного воспитания ребёнок, растущий с верой во Всевышнего Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

 

3. Физический.

Воспитание детейЗадача этого аспекта воспитания заключается в формировании сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу. Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний.

 

Здоровье, с точки зрения Ислама, одна из самых больших милостей Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 

Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) есть благо. Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы сделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори: “Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к делам его.

 

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Муслима

 

Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.

 

4. Интеллектуальный.

Это сторона воспитания не менее важна, чем предыдущие. Интеллектуальное воспитание формирует у ребёнка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Не нужно оставлять без ответов вопросы детей, ‒ даже если вы затрудняетесь сразу дать ответ на тот или иной вопрос, похвалите ребёнка за хороший вопрос и пообещайте после какого-либо действа обязательно на него ответить (таким образом вы выгадаете время на изучение вопроса и подготовку адекватного правильного ответа).

 

Уделять внимание следует не только совершенствованию в религиозных познаниях, но и во всех остальных науках. Для мусульман является коллективной обязанностью (фард-кифая) воспитывать и иметь среди себя специалистов в самых различных областях жизнедеятельности.

 

О ценности получения знаний, постижении Ислама и различных наук свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например, Всевышний Аллах говорит:

 

Разве тот, кто поклоняется (проявляет покорность пред Богом) в часы ночи, падая ниц и выстаивая [совершая обязательную или дополнительную молитву-намаз], остерегаясь [того, что может ожидать его в] вечности и надеясь на милость Господа своего, [равен тому, кто обожествляет нечто, помимо Бога?! Они ‒ совершенно разные люди].

Спроси [Мухаммад, у людей]: «Разве равны те, кто знает [обладает знаниями, навыками, приобретая их кропотливым трудом и совершенствуясь], тем, кто не знает [не утруждает себя интеллектуальным трудом, а потому постепенно деградирует]?! Анализируют (задумываются) [вовремя вспоминают о важном и нужном] именно обладатели разума [они им управляют и руководят, придавая жизни смысл и последовательность, а не используют его в оправдание безбожия либо грехов. Кстати, умелое управление разумом помогает им не впадать в зависимость от развратного, греховного, преступного].*

Священный Коран, 39:9.

Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай.

 

хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Муслима

 

5. Психологический.

Этот аспект подразумевает воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.

 

При правильном психологическом воспитании ребёнок становится неуязвимым к порывам страсти. Он вырастает способным контролировать себя. Ребёнок лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Такой человек доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение. В нём нет ненависти, зависти или неприязни.

 

6. Социальный.

Задача этого аспекта воспитания – приучить ребёнка соблюдать социальные нормы поведения. Одним из его основополагающих принципов является неукоснительное следование важным правилам человеческого общежития.

 

Необходимо с раннего детства формировать в ребёнке умение и навыки установления контактов и связей с людьми. При этом нужно ориентироваться на модель поведения, предложенную Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «… поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя».

 

7. Сексуальное воспитание.

Мусульманин с детства должен получить необходимые знания о нормах семейной жизни, особенностях своего организма, отношениях между полами. Он должен быть готов к агрессивному развязному поведению среди неверующих сверстников, а также к прививаемому в обществе образу гламурной разгульной жизни, как эталону успешности.

 

В своей книге «Ихья улум ад-дин» Имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу) пишет:

 

Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети ‒ это временно вверенное родителям Всевышним, за что им держать ответ пред Ним.

 

 Сердце ребёнка при рождении лишено каких-либо отпечатков, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его.

 

Следовательно, если ребёнка с самого раннего детства обучать совершать только хорошее и часто напоминать ему об этом, то он, по Воле Аллаха, обретёт счастье как на этом, так и на том свете. За совершенные им благие деяния родители также получат вознаграждение.

 

Воспитание детейЕсли же оставить ребёнка, подобно выпущенному на волю домашнему животному, то он будет несчастен, в результате чего в грех впадают мать и отец. Родители обычно берегут своих чад от невзгод этого бренного мира, но не лучше ли беречь их от огня мира Вечного?!

 

Беречь от огня Ада детей возможно, только дав им хорошее воспитание, научив этике поведения, привив им высокие нравственные качества, оградив от влияния плохих приятелей, не дав им привыкнуть к излишнему комфорту и роскоши. И, прежде всего, нельзя забывать, что богобоязненный, порядочный, здоровый, любящий, умный и счастливый ребёнок вырастет, только имея перед собой соответствующий пример собственных отца и матери.

 

 Невозможно как приобретение духовных ценностей, так и обретение психического здоровья детьми, выросшими в атмосфере, лишенной любви, понимания и поддержки со стороны взрослых! Только в сердечной обстановке, беря пример со своих родителей, ребенку будет гораздо легче развивать свою личность и усвоить духовные приоритеты. Родители, не умеющие давать ни ласки, ни любви своему ребенку, не являющиеся образцом для подражания, не смогут дать и религиозного воспитания своему потомству. Только любовь делает людей добродетельными.

 

 Нельзя позволять себе говорить ребёнку: «Если не вымоешь руки, то Аллах тебя накажет».

 

Или же: «Если ты скажешь неправду, то у тебя отсохнет язык».

 

Или: «Не поступай так, не то Аллах на тебя разгневается».

 

А в некоторых семьях, где толком не знают, что правильно, а что ошибочно, прежде чем объяснить ребёнку в нужной форме, что считается греховным поступком, начинают каждый неверный его поступок называть грехом. Так ребёнок теряет истинные ориентиры и воспитывается в страхе перед любыми действиями. С точки зрения религиозного воспитания – это неверно!

 

В такого рода наставлениях и внушениях взрослые пытаются представить Аллаха, словно служащего полиции, обеспечивающего порядок и дисциплину в доме. Это величайшая ошибка и заблуждение, ибо при таком подходе ребёнок начинает воспринимать Аллаха не как Любящего, Прощающего, а как страшного, наказывающего Своих рабов за каждый их проступок тем, что сжигает их в пламени Ада, при каждом удобном случае.

 

 Поэтому, рассказывая об Аллахе маленькому ребенку, надо больше говорить не о Гневе, а о любви Аллаха к людям. Им следует больше говорить о том, что Аллах доволен их хорошим поведением и хорошими поступками, о том, что Аллах будет заботится о нас тем больше, чем больше мы будем Его любить и слушаться. Мы должны говорить детям, что все, что мы имеем, нам дал Всевышний Аллах. Что нам Аллах поможет во всех наших добрых и хороших делах. Только так нам удастся подготовить почву для здоровой, крепкой веры в Аллаха в сердце у маленького мусульманина, опирающейся на чувства любви и доверия.

 

Воспитание детей Согласно проведенным исследованиям среди детей от трёх до девяти лет, стремление к совершению намаза, соблюдению поста, благодарной молитве Аллаху после еды и совершению других видов поклонения Аллаху переходит к нашим детям от нас. Ребят нужно только приохотить, увлечь, но не принуждать совершать богослужения.

 

 Ребёнок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируют на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становится высоконравственной и сильной личностью.

 

Безусловно, в семье должен присутствовать авторитет родителя. Но не деспота или демагога, запрещающего ребёнку что-либо даже без объяснения причины ‒ это крайности в воспитании, а прислушивающегося и разъясняющего, порой советника, друга, но в то же время ‒ человека, который ответственен за его развитие.

 

Кроме того, между родителями и детьми в семье должна присутствовать определенная дистанция: ребёнок поймет, что есть пространство для взрослых, есть его собственное пространство.

 

Не стоит и слишком вмешиваться в жизнь ребёнка, пытаться распланировать её на собственное усмотрение. Место в семье должно быть выделено и для его автономии.

 

 Сохранять дистанцию ‒ это также не делиться своей взрослой жизнью, различного рода семейными проблемами, с ребенком, серьезно не конфликтовать, не спорить на глазах детей, дабы те не прониклись неуверенностью в своих родителях и не встала бы проблема, кому из двух взрослых людей, одинаково дорогих, но не имеющих согласия, можно верить.

 

Воспитание детей Ещё хуже, когда родители пытаются стать своему чаду другом-сверстником. Каждому в семейной иерархии отведена своя роль. «Можно быть товарищем своему ребенку, но при этом оставаться взрослым и не пытаться преодолеть грань, разделяющую поколения…».

 

«Каждый на своем месте» ‒ это основной закон семейной и психологической гармонии. Чтобы стать личностью, ребенку необходимо столкнуться с границами, иметь дело со зрелыми личностями и получить твердые ‒ и поэтому внушающие доверие ‒ ориентиры.

А.-К. Перно-Массон (детский психолог)

 

Поведение родителей в отношении детей должно основываться на следующих составляющих:

○ Выражение лица. Максимально доброжелательное, тёплое, приветливое, нераздраженное.

○ Тон голоса: в любых ситуациях в разговоре с ребенком ‒ предельно тёплый, нераздраженный.

○ Стараться: не говорить со злой иронией и насмешкой; не делать постоянных замечаний, особенно по мелочам; не торопить и не подгонять ребёнка; не давать ему чувствовать себя плохим.

○ Помните: ребёнку необходимо как можно больше тактильных контактов с вами ‒ обнимите его, приголубьте, погладьте, приласкайте.

○ Создайте детям комфортный режим дня, распланировав его в зависимости от их возраста.

 

Каждый ребёнок – уникальный кладезь различных талантов и возможностей, дарованных Творцом, – задача родителей дать им раскрыться во всём великолепии!

 

Много лет назад во времена табиинов (поколение мусульман, следующее за сподвижниками Пророка, мир ему) Багдад был крупнейшим городом тогдашнего мира. По существу, он являлся столицей великой исламской империи. Из-за большого количества мусульманских ученых, живших там, Багдад также слыл центром образования и просвещения.

Рассказывают, что однажды правитель Византии решил послать в Багдад своего гонца, приказав ему задать мусульманам три вопроса. Добравшись до города, посланец попросил передать халифу, что он принес вести от далекого владыки. Узнав об этом, мусульманский правитель приказал пропустить его.

Войдя во дворец, гонец сообщил, что у него есть три сложных вопроса к мусульманам. По сути, таким образом он бросал вызов всему исламскому обществу.

Тогда встревоженный халиф приказал созвать к нему во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек: «Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, византийский владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот они: «Что было до Аллаха?», «Куда смотрит Аллах?», «Чем занят Аллах в настоящий момент?».

Услышав подобные вопросы, толпа мудрецов оставалась безмолвной (известно, что даже сама постановка вопроса таким образом неприемлема для исламского вероучения)… Но вдруг среди толпы послышался тонкий голосок: «О дорогой папа, можно я отвечу на них? Я думаю, после моих слов чужеземец замолчит».

Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом. Он также спросил у халифа разрешения держать слово, и когда правитель дозволил ему говорить, византиец обратился к молодому мусульманину, повторяя свой первый вопрос: «Что было до Аллаха?».

Мальчик на это ответил вопросом: «Умеешь ли ты считать?».

«Да», – сказал мужчина.

«Тогда посчитай обратно с десяти!».

Римлянин начал считать: «Десять, девять, восемь…», до тех пор, пока не дошел до «один» и остановился.

«Ну, так, а что дальше, после единицы?» – спросил мальчик.

«После единицы нет ничего, это самая последняя цифра», – удивился византиец.

«Если нет ничего после арифметической единицы, как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Проявляющимся, Скрытым?» – воскликнул ребёнок.

Чужеземец не ожидал получить такой прямой ответ, который он был не в силах опровергнуть. Тогда он задал свой второй вопрос: «Скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах»?

«Принеси свечу, зажги ее, – ответил мальчик, — и скажи, в каком направлении смотрит ее свет».

 «Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток… Он не смотрит в каком-либо одном направлении», – изумился мужчина.

Услыхав это, малец воскликнул: «Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена».

Византиец не мог поверить своим глазам: перед ним маленький мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать ему в опровержение… Отчаявшись, он было приготовился задать ему последний вопрос, но юнец опередил его.

«Подожди! – предложил он. – Ты тот, кто задаёт вопросы, а я тот, кто на них отвечает. Было бы справедливо, если бы ты стал там, где я стою, а я бы стал на то место, где сейчас стоишь ты, чтобы ответы были слышны так же хорошо, как и вопросы». Это показалось чужестранцу убедительным, и он спустился с трибуны, на которой стоял, а мальчик взошел на неё.

Тогда мужчина повторил свой последний вопрос: «Скажи мне, что Аллах делает сейчас?».

Мальчик гордо ответил: «Сейчас, когда Аллах обнаружил на этой высокой трибуне лжеца и насмешника над Исламом, он заставил его спуститься, унизив его перед всеми. Что же касается того, кто верит в Единство Аллаха, он приподнял его и вложил истину в его уста. Всемогущий Аллах говорит: «А Он каждый день занят делом» (Священный Коран, сура «Ар-Рахман», 29)».

И византийцу ничего не оставалось делать, как поверженному и униженному возвратиться в родной город. Мальчик же вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама.

Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребёнка звали Абу Ханифа (да будет Аллах доволен им). Он также стал известен, как Имам Азам, великий наставник и исламский учёный.

 

Пусть же Всевышний Аллах ниспошлёт хоть частицу такой мудрости на наших детей-мусульман, подрастающих сегодня!!! Просим Господа также помиловать нас и наших детей, дав благословение на становление наилучшими!!!

 

*С комментариями Ш. Аляутдинова

 

 

При написании статьи использованы материалы:

- Магомед Абдурахманов «Защита детей в обоих мирах»;

- umma.ru