Райские бабочки
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Cловом своим сгоряча не руши
Искренность детской безмерной души…
Хрупкий, чистый, прекрасный хрусталь детского сердца: в нём нашли своё отражение доброта, искренность, надежда, вера и мечты. Попадая в мир взрослых, дети без должного руководства и правильного воспитания оказываются беззащитными перед лицом испытаний и трудностей.
Зачастую, невнимание и безразличие, а иногда – чрезмерная опека и баловство со стороны родителей становятся причинами того, что ребёнок сходит с прямого пути, становится носителем ложных ценностей, приобретает качества, которые противоположны его истинной чистой сути.
Абу Хассан рассказывал: «Однажды я сказал Абу Хурайре: «У меня умерло два ребенка, не расскажешь ли ты нам что-либо из того, что слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы успокоились наши души относительно наших умерших?». Абу Хурайра сказал: «Да, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Дети ваши – Райские бабочки, которые встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай!»
Св. хадисов Муслима (2635)
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.
Антон Чехов
Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
Лучший способ сделать детей хорошими ‒ это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.
Николай Чернышевский
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей ‒ радость и счастье.
Виктор Гюго
Никем не любимый ребёнок перестает быть ребёнком: он лишь маленький беззащитный взрослый.
Жильбер Сесброн
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Пифагор
Воспитание ‒ дело трудное, и улучшение его условий ‒ одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
Сократ
Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
Людвиг Бетховен
Всевышний Аллах, отправляя к людям Своих посланников, даровал руководство, помогающее найти ответы на вопросы, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни.
Ислам ‒ универсальная и целостная система для всех сфер человеческой деятельности, закладывающая фундамент для правовой и социальной структур, гарантирующих права ребёнка и его правильное воспитание.
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено.
Священный Коран, 66:6
Верующий человек должен осознавать, что дети – это огромная ответственность, и для того, чтобы максимально уберечь их от всего запретного, пагубного, развращающего тело и дух, необходимо воспитать в них благочестивый характер, не нарушая при этом права, данные им нашим Создателем и выполняя перед ними все свои обязательства. Лишь тогда, по Милости Всевышнего, ребёнок станет счастливой и сильной личностью, которая обретёт счастье в этом мире и мире вечном. Ислам заботится о том, чтобы человек развивался гармонично: физическое и моральное здоровье мусульманина является приоритетным и важным в вопросе обретения счастья и личностного баланса. Ребёнок – подарок Господа Миров, который Он вверяет его родителям, близким и обществу!
Не убивайте своих детей, боясь бедности [страшась того, что они будут объедать вас; что не сможете жить в свое удовольствие; не сможете их обеспечить и «поставить на ноги» из-за нехватки финансовых средств; не в силах будете уделить должное внимание]! [Поймите и уясните] Мы даем удел [материальные и иные блага] и им, и вам.
Поистине, [ваше] убийство их [делая аборт, отказываясь от собственных детей, посягая на жизнь беспомощных младенцев; придумывая изощренные формы казнокрадства в программах, касающихся рождаемости и младенчества] является большой ошибкой [вы пожалеете об этом не только в вечной обители, но еще и в мирской].*
Священный Коран, 17:31
Всевышний запретил родителям убивать и бросать детей, опасаясь нищеты и бедности, и обязался прокормить и детей, и родителей. Он также сообщил, что детоубийство является тяжким грехом!
Справочно:
По числу абортов Россия находится на первом месте!!! Россия — первая в мире страна, где был разрешен аборт, что явилось следствием социальной революции. С 1991 по 2011 год в России было абортировано целых 41 млн. младенцев по официальным данным Минздрава. При этом за те же 20 лет с 1970 по 1990 год в РСФСР было вырезано 93,2 млн. жизней младенцев. Всего безбожная традиция с 1920 по 2011 год унесла примерно 220 млн. жизней или без малого четверть миллиарда.
Жизнь не рождённого ребёнка в Исламе священна и детоубийство является тяжким грехом, от которого нас предостерег Всевышний еще 14 веков назад! Право на жизнь – великая Милость Творца, и никто из людей не смеет лишать этого дара пусть даже и не появившегося ещё на свет малыша.
Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Каждый младенец рождается не иначе как в своём естественном состоянии (фитра), а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми, а не изувеченными: разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!
Хадис от Абу Хурайры,
Св. хадисов аль-Бухари (1359)
Справочно:
Фитра ‒ это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово «фатр» ‒ изобретение; начинание. Слово «фитра» обозначает состояние, иными словами «фитра» есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.
Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» («Ан-Нихайа», 3/457).
Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово «фитра», но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду Ислам.
Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего «(…с) естеством (что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…» под «естеством» подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)» («Фатх аль-Бари» 3/248).
По своей сути человек является единобожником, его чистая душа не несёт на себе бремени греховности и порока. Но только ложные взгляды и ценности, прививаемые окружением, сбивают ребёнка с прямого пути: взрослые, «заводя» себе ребёнка, совершенно безответственно относятся к нему как к личности, на формирование которой оказывают влияние абсолютно всё то, что он слышит, видит, воспринимает из окружающего его мира.
Пророк и дети
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать родитель своему ребенку, – это хорошее воспитание.
Хадис от Са‘ида ибн аль-‘Аса,
Св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Байхакы, ат-Табарани и др.
Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни.
Хадис от Джабира ибн Самура,
св. хадисов Ахмада и ат-Тирмизи
Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом.
Хадис от Анаса ибн Малика;
св. хадисов Ибн Маджа
Наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), отличавшийся прекрасным нравом, очень любил детей. Безгранична была искренность и доброта Пророка по отношению к детям и внукам. В воспитании детей, как и в остальном, Посланник Аллаха придерживался принципа умеренности. Всех своих детей и внуков он любил как себя самого и проявлял к ним одинаковое внимание, но не давал повода кому-то злоупотреблять этой любовью.
Анас ибн Малик, десять лет прослуживший верой и правдой Пророку, говорил:
Такого милосердного к членам своей семьи человека, как Пророк Мухаммад (мир ему), я больше не встречал.
Св. хадисов Муслима (Муснад, 3/112)
Он не гнушался и сажал высокочтимых Хасана и Хусейна (мир им) на спину и возил их на себе. Мог ли человек, занимающий столь высокое положение, посадить ребенка себе на спину и показаться в таком виде на людях? А он не стыдился этого! Однажды ‘Умар ибн Хаттаб зашел к Пророку и застал высокочтимых Хасана и Хусейна у него на спине. Увидев их на таком святом месте, ‘Умар воскликнул: «Как прекрасен тот, кого вы оседлали!» И Пророк тут же ответил: «И какие они прекрасные всадники!»
В другой раз Пророк, появившись с внуками на плечах, обращаясь к ним, произнес: «Сколь прекрасен верблюд, что под вами, столь же прекрасны и вы – тот груз, что на нём!»
Анас бин Малик (мир ему) рассказывал следующее:
Я не видел никого, кто был бы более «архама» (мягкосердечным, милосердным, сострадательным) к детям, нежели посланник Всевышнего. [Сын Пророка, грудничок по имени] Ибрахим со своей кормилицей (и ее мужем) жили в одном из районов Медины. Пророк Мухаммад [периодически] навещал их. Он входил в дом, брал [на руки мальчика], целовал его (проводил с ним некоторое время), а затем возвращался обратно.
Св. хадисов Муслима (2316).
При одном из посещений Ибрахима рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) был его верный сподвижник Абдуррахман бин Ауф. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) взял его за руки и пошел с ним в дом, находившийся среди пальмового сада. Войдя в дом, он взял Ибрахима на руки, поцеловал и стал нежно вдыхать его запах. В это время Ибрахим болел и был на последнем издыхании. От постигшего его горя из глаз Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) потекли слезы. Удивленный Абдуррахман бин Ауф спросил:
- О Посланник Аллаха! И ты плачешь? Разве ты не запрещал людям плакать на похоронах?
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ему такой ответ:
- О, ибн Ауф! Эти слезы есть следствие милосердия! Затем опять из его глаз потекли слезы. Он прошептал:
«Глаза плачут, а сердце горюет, однако мы никогда не говорим ничего, кроме тех слов, которые обрадуют Аллаха! Клянусь Аллахом, о Ибрахим, мы очень огорчены расставанием с тобой!».
Св. хадисов аль-Бухари (Джанаиз, 44; Ибн Са’д, 1/138)
Он так сильно любил своих детей и внуков, был таким необыкновенным отцом и дедом, что навсегда оставил в их душах незабываемый след.
Воспитание подрастающего поколения является первым и самым важным шагом в сторону получения милости от Всевышнего, ибо это наше будущее. Дети доверены нам Творцом, и в Судный день мы будем отвечать за них перед Аллахом!!!
Не из нас тот, кто не проявляет жалость к детям, не прощает их, немилосерден к ним [то есть таковые не являются носителями мусульманской культуры].
Хадис от Анаса; св. хадисов ат-Тирмизи;
от Ибн ‘Амра; св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи и аль-Хакима
Здоровое и развитое общество, прежде всего, заботится о ребёнке. Оно должно стремиться воспитать и поддержать в нём духовно-нравственные начинания и полностью искоренить стремление к деструктивности, разрушению, безнравственности.
Нельзя бросать детей и оставлять вопросы их воспитания и развития без внимания!!!
Воспитание – огромный труд, ведь к вопросу формирования счастливой и полноценной личности необходимо подойти всесторонне. Семейное воспитание позволяет ребёнку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации.
Основные направления воспитательной работы
1. Духовное развитие
Необходимо приобщать малыша к Исламу с самого рождения. Обучая основам религии, а в дальнейшем – приобщая и к религиозной практике. Ребенок, приходя в эту жизнь должне встать на верный путь, который, по Милости Всевышнего, приведет его к успеху в обоих мирах.
2. Нравственные ценности
Ребёнку необходим большой объём нравственных представлений, запас нравственных знаний как ориентиров при выборе способов поведения в возникающих новых для них ситуациях. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
Воистину, я был ниспослан, для того, чтобы довести до совершенства высокие нравы!
Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадис № 2584, «сахих»
Ислам – религия, которая воспитывает в человеке высокие нравственные качества, способствующие самосовершенствованию человека.
3. Физическое воспитание
Именно в детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека и, только приучив ребёнка постоянно заботиться о своём здоровье, привив ему полезную привычку регулярно заниматься спортом можно будет воспитать полноценную и гармоничную личность. Одни только детский сад и школа не могут без помощи семьи решить задачи физкультурного воспитания детей.
4. Интеллектуальное развитие
Несмотря на огромное количество уроков и огромное количество домашних заданий, многие наши дети буквально умирают от интеллектуального голода, так как их учат не тому, что им нужно, и не тому, чему они хотят учиться. Поэтому необходимо очень внимательно отнестись к тем талантам и способностям, которые присущи именно вашему ребенку, чтобы дать возможность ему проявить себя в будущем и стать успешным человеком!
5. Социальное развитие
Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, ‒ мы своими руками строим себе будущее! От окружения ребёнка и его способности к фильтрации и адекватному восприятию внешней информации зависит становление личности и её возможности по взаимодействию с окружающим миром.
6. Устойчивая психика
Число всевозможных психологических заболеваний у детей возрастает с каждым годом, положительна и динамика суицидов с летальным исходом, ‒ факторов, которые влияют на этот рост предостаточно: начиная от проблем внутри семьи и заканчивая проблемами между сверстниками и внутри общества. Задача каждого взрослого ‒ помочь ребёнку. Многие проблемы у детей начинаются именно дома, поэтому родителям необходимо усвоить, что они способны не только понять своего ребенка, но и помочь ему.
Какие фразы ни в коем случае нельзя говорить ребенку
1. «Видишь, у тебя ничего не получается, ‒ дай я сделаю» ‒ не нужно программировать своё чадо на неудачу, делать его несамостоятельным и слабым! Вы должны помочь ему реализовывать свои задачи на пути к мечте, а не мешать, становясь преградой!!!
2. «Отстань, не до тебя», «Оставь меня в покое!» «Не мешай» ‒ ребёнок осознает свою ненужность, он как помеха, им не дорожат, от него мечтают избавиться, ‒ неужели вам самим хотелось бы испытывать такие ощущения?!
3. «Ты такой…» ‒ нельзя вешать ярлыки, ведь качества, приписываемые близким человеком, воспринимаются нами как реальная оценка со стороны и могут послужить для неправильного само восприятия. Помните, ребёнок доверяет и верит каждому вашему слову!
4. «А вот Ваня, в отличие от тебя…», «У всех дети как дети, а ты…» ‒ подобные сравнения могут родить обиду и ревность, они в состоянии спровоцировать негативную реакцию, нежелание делать то, что вы от ребёнка хотите.
5. «Я тебя не люблю, ты плохой!» ‒ даже, если ребенок провинился, не стоит бросать такие громкие фразы, которые касаются вечных и самых глубинных чувств.
6. «Быстро перестань! Немедленно помолчи, сейчас же успокойся, живо, скорее, кому сказали…» ‒ ребёнок чувствует себя при этом ещё и абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» и «успокоиться» начинает протестовать и делать всё наоборот.
7. «Возьми, только успокойся!» ‒ это подсказывает ребёнку, что таким способом (нытьем, криками, истерикой, капризами) он может добиться от родителей чего угодно.
И как часто в обществе можно стать свидетелем грубых родительских ошибок, которые, на первый взгляд, могут показаться человеку «нормой», чем-то привычным и даже ‒ обыденным…
Страшное слово – о–бы-ден-ность, а сколько детских судеб ломается о её серые углы непонимания и безграмотности?!
Изучая данную проблему, мне вспомнился отрывок из книги Стивена Кинга «Глаза Дракона»:
Душа человека, особенно ребёнка, напоминает колодец – глубокий колодец с чистой водой. И когда какая-то мысль очень не приятна человеку, он прячет её в ящик и бросает в колодец, на самое дно. Он слышит всплеск – и неприятной мысли как не бывало. Но она остаётся. Даже самый глубокий колодец имеет дно, и, если что-то исчезает с глаз, это не значит, что оно действительно исчезло. Ящики, в которых заключены дурные мысли и чувства, гниют, и эта гниль может отравить всю воду и сделать человека безумным.
А что порождает эти мысли,
которые ребёнок так упорно пытается спрятать?
В первую очередь – неосторожное слово в его адрес, физическое насилие, нежелание сочувствовать, попытаться понять, помочь, дать совет, разделить мечты, стать не просто родителем, а настоящим другом и помощником в этой жизни…
Недаром наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)называл детей райскими бабочками…
Какой глубокий смысл таит в себе это ласковое обращение к малышам! Ведь бабочки ‒ очень хрупкие создания, которые полностью олицетворяют трепетные детские души: одно неосторожное касание и узор на прекрасных крылышках утрачивает своё совершенство!!!
Так не стоит обрезать детям крылья, превращая в очередного заурядного взрослого, забывшего все свои мечты, разучившегося верить и улыбаться; взрослого, который так и не научился – ЛЕТАТЬ!!!
Доброта, взаимопонимание, мягкость, любовь, милосердие, нравственность, уважение, прощение – вот чему учит религия Ислам каждого из нас, и применять эти знания на практике, не ограничиваясь теорией, мы должны, в первую очередь, во взаимоотношениях друг с другом, начиная с самих себя и наших близких!!!
Будьте мудры и терпеливы, не причиняйте боль самым близким и любимым!
Мира вам и вашем дому!
Гульнара,
Махалля №1
*С комментариями Ш. Аляутдинова