Вчера на заседании Национального антитеррористического комитета во Владикавказе президент России Дмитрий Медведев сделал ряд важных заявлений. Представляется целесообразным остановиться на некоторых из них.

Поместив «позицию» укрепления нравственности и духовной составляющей в обществе «на первый план», глава государства назвал эту сферу сложным и тонким вектором. Вслед за чем, что весьма отрадно, президент продолжил данную тему, акцентировав внимание на Исламе, который на протяжении веков «развивался в России как одна из традиционных конфессий». Обращение внимания Д.Медведева на проявление экстремизма и радикальных течений в последний период свидетельствует, что он ни в коей мере не ассоциирует мусульманство с этими тенденциями. Но при этом лидер страны вполне справедливо назвал ситуацию проблемой «всей мусульманской уммы», с чем невозможно не согласиться. Параллельно Д.Медведев выделил фактор проповедников, отметив что жизнь немалого количества имамов и муфтиев является примером «служения Родине, Российской Федерации… своей вере – исламу». Думается, комментарии здесь излишни.

Другое дело, президент четко обозначил свое видение происходящего «на Ближнем Востоке и в арабском мире» в преломлении к России. Он подчеркнул, что в ряде случаев можно предполагать дезинтеграцию «густонаселенных государств» и их распад «на мелкие осколки». А это не исключает возникновение пожаров «на десятилетия и дальнейшее распространение экстремизма». Вслед за чем он проконстатировал наличие аналогичного сценария для России, правда, конкретизировав, что, хотя заинтересованные силы «будут пытаться его осуществлять», данный сюжет «не пройдет». Однако самообмана и «ввода граждан в заблуждение» быть не должно, для недопущения развития этой отрицательной тенденции необходимо «предпринимать очень серьезные усилия на протяжении длительного периода».

Вот здесь, актуализировав ряд шагов в этом направлении, Д.Медведев особо выделил развитие «образовательных программ, по поддержке просвещения и, наконец, по максимально широкой поддержке российского ислама».

Согласимся, что в контексте вышеизложенного у российской уммы появляются огромнейшие перспективы. Необходимо действовать, действовать и действовать. Просвещать, готовить образовательные программы, выступать с лекциями, публиковаться.

Во Владикавказе Д.Медведев конкретизировал, что лидеры страны даже не обсуждают возможность блокирования интернета, не ставят задачи «отрезать глобальные коммуникации», т.к. это «путь в никуда, преступление». Но необходимо «работать в этой среде», «присутствовать в сетях», создавая свои сайты, в т.ч. религиозной направленности.

Действительно, сегодня назрела необходимость активнее использовать электронное пространство. Сколько можно сетовать: там про нас написали необъективно, тут — прошлись не по адресу, здесь — посмеялись. Да, прошлись и будут проходиться. Жестко и бесцеремонно. Сказал же президент об антироссийском сценарии, а один из пунктов его реализации — столкновение россиян по этно-конфессиональному признаку.

Так давайте активнее работать самим. Писать, раскрывать, разжевывать. Много ли делается в этом направлении? Порталы исламской направленности можно пересчитать по пальцам. Но и в них, за редчайшим исключением, отсутствуют вдумчивые и серьезных исследования, которые заинтересовали бы не только мусульманских читателей. Где анализ? Разве без него возможен прогноз? Никто за нас нашу работу не сделает. Это нужно понять раз и навсегда! «Брать пространство» и вызывать интерес к умме сегодня возможно посредством интеллекта. Писать, просвещать мы должны не только членов мусульманского сообщества.

Давайте осознаем (и чем быстрее, тем лучше!), что если это не сделать сегодня, завтра уже никому не понадобится.