ФилософОдин философ проходил мимо медресе. И услышал, как один из читающих Коран в медресе прочитал этот аят: “Спроси: «Как вы думаете, кто даст вам родниковую воду, если [вдруг] вода у вас уйдет [под землю]?» (Сура «аль-Мульк», аят 30). 

 

Философу, по его пониманию, этот аят не понравился, и он сказал: “Что тут такого? Мы будем копать и докопаемся до воды на глубине, а потом будем вытаскивать ее на поверхность земли”. 
Когда он ночью лег спать, во сне увидел джигита, подобного льву. Этот джигит одним ударом ослепил оба глаза философа и сказал ему: “Эй, безрассудный человек! Если ты правдив в своих словах, выкопай из источника своих глаз зрение и свет, посмотрим, как у тебя это получится!” 

 

Наступило утро. Философ вскочил. Оба его глаза были слепы. Свет зрения ушел из его глаз. 

 

Если бы он раскаялся и плакал, сожалея о своем грехе, потерянное зрение, по милости Аллаха, вернулось бы к нему. Но раскаяние тоже не было в его власти. Радость раскаяния не даруется всякому одурманенному. 
Из-за того, что он оскорбил Коран, тяжесть греха и неверия закрыли двери его души, ведущие к раскаянию. Его душа ожесточилась, словно камень. Как могло раскаяние расколоть этот камень, чтобы посеять в нем свои семена? 
И где же был некто подобный Пророку Шуайбу, который совершил молитву, благодаря которой каменная гора приобрела свойства плодородной земли? 
Не каждой душе разрешено совершить сажда. Быть награжденным божественной милостью не является уделом каждого старающегося. 
Возьмись за ум и не следуй за страстями своего эго, не совершай грехов, думая “я раскаюсь, попрошу прощения и найду спасение под покровом милосердия Аллаха”. 
Для раскаяния нужна чистота, то есть внутреннее горение, искреннее сожаление. Для раскаяния нужны тучи и молния, то есть сказанное с величайшим сожалением: “ах”, страдание и слезы являются его условиями. 
Для того чтобы какой-либо плод созрел, нужны жара и влага. И для того чтобы раскаяние было принято, нужны тучи и молния, то есть слезы и внутреннее горение.