Вопрос о молитве «тасабих»: «Разрешил ли ее Посланник (мир и благословение Аллаха ему и его семье)? И каким будет вознаграждение того, кто совершил ее в двадцать седьмую ночь месяца рамадан?».

Ответ Отдел Фетв Хадис о молитве «тасабих» (или «тасбих») передан от многих сподвижников многими различными путями (иснадами). Его рассказали крупные ученые-хадисоведы, такие как Абу Давуд в «Ас-Сунан», ат-Тирмизи в «Аль-Джами’». Также его рассказал аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», сказав: «Его иснад достоверный», и Ибн Хузайма в своем «Сахихе». Однако последний оговорил дозволенность молитвы словами: «Если хадис достоверен». Ад-Даракутни собрал версии его иснада в одной книге, то же сделал и аль-Хатиб аль-Багдади. Имам Абу Муса аль-Мадини написал книгу под названием «Установление достоверности хадиса о молитве «тасабих» («Тасхих салатит-тасабих»), в которой также собрал все его версии. Самой лучшей является версия этого хадиса от ‘Икримы от ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) сказал ‘Аббасу ибн ‘Абдиль-Мутталибу: «/*О ‘Аббас, мой дядя! Не дать ли мне тебе (совет), не даровать ли мне тебе (подарок), не одарить ли мне тебя (наградой)?! Если ты совершишь это, то Аллах простит десять видов твоих грехов — бывших и будущих, старых и новых, совершенных преднамеренно и по ошибке, маленьких и больших, скрытых и явных. *//*Сделай молитву в четыре ракя’ата, читая в каждом «Аль-Фатиху» и другую суру (после нее). Когда ты завершишь чтение в первом ракя’ате, стоя скажи: «Свят и пречист Аллах, вся хвала принадлежит Аллаху, нет бога кроме Аллаха, Аллах превыше всего*/!»^1 <#1> -*/ пятнадцать раз. Затем соверши поясной поклон, и в поклоне скажи это десять раз. Затем выпрямись и скажи это десять раз. Затем сделай земной поклон, и, будучи в поклоне, скажи это десять раз. Затем сядь и скажи это десять раз. Таким образом, ты произнесешь эти слова семьдесят пять раз в каждом ракя’ате. Повтори то же самое в каждом из четырех ракя’атов. Если ты сможешь совершать эту молитву каждый день – совершай ее. Если не сможешь – совершай каждую пятницу по одному разу. Если не сможешь – то каждый месяц один раз. Если не сможешь и так – то каждый год один раз. Если же не сможешь совершить ее и так – то хотя бы один раз в своей жизни/*». Хадис рассказал Бухари в главе «Чтение молитвы позади имама», а также Абу Давуд, Ибн Маджах и Ибн Хузайма в своем «Сахихе». Этот хадис признали достоверным такие ученые-хадисоведы, как Абу Бакр аль-Аджурри, Ибн Манда (написал отдельный труд по установлению его достоверности), а также и аль-Хатиб аль-Багдади, Абу Са’д ас-Сам’ани, Абу Мухаммад ‘Абдуррахим аль-Мисри, Абуль-Хасан аль-Макдиси и имам аз-Заркаши. Его иснад признали хорошим такие ученые, как Ибн ас-Салах и ан-Навави в своей книге «Ат-Тахзиб». Имам Муслим сказал о нем: «В версиях этого хадиса нет более достоверного иснада, чем этот». Абу Давуд сказал: «В отношении молитвы «тасабих» нет другого достоверного хадиса, кроме этого». Тирмизи сказал: «Ибн аль-Мубарак, а также и другие ученые считали желательным совершение молитвы «тасабих», и указывали на ее достоинства». Аль-Хаким сказал в «Аль-Мустадрак»: «Все передатчики этого хадиса от ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака являются доверенными людьми. А ‘Абдуллаха нельзя обвинить в том, что он обучает людей деяниям, по которым у него нет достоверного иснада». Аль-Байхаки сказал: «’Абдуллах ибн аль-Мубарак совершал эту молитву, а праведные люди перенимали ее один от другого, и это подкрепляется переданным от Пророка (мир ему) хадисом». Ад-Дайлами сказал в «Муснад аль-фирдаус»: «Молитва «тасабих» является самой известной молитвой, с самым достоверным иснадом. ‘Абдуль-’Азиз ибн Аби Раввад сказал: «Кто желает довольства рая – пусть совершает эту молитву». О желательности этой молитвы высказывались ученые-богословы ханафитского и шафиитского мазхабов, также это является одним из мнений в ханбалитском мазхабе. Некоторые ученые считают, что ее совершение не является желательным, так как хадис, по их мнению, слабый, и она очень отличается от обычной молитвы. Такое мнение передается от имама Ахмада, имам Ибн Хаджар также склонятся к нему, приводя в «Ат-Талхис» слова Ибн Таймии и аль-Миззия о том, что хадис является слабым. Сторонники первого мнения отвечают на это тем, что многочисленность путей передачи этого хадиса говорит в пользу его достоверности. Также ее постоянно совершали праведные предшественники. Что касается того, что она отличается от обычных молитв, то согласно их мнению, это не умаляет ее законности, поскольку существуют и другие молитвы, отличающиеся по своей форме от обычных – например, две праздничные молитвы, заупокойная молитва, молитва солнечного и лунного затмения и молитва, совершаемая при существовании опасности. Что касается отрицания имамом Ахмадом достоверности хадиса о молитве «тасабих», то передается, что он впоследствии изменил свое мнение. Так, имам Ибн Хаджар аль-’Аскалани в своей книге «Аджвибату ‘ан ахадисиль-масабих» передает от ‘Али ибн Са’ида ан-Насаи, что когда он спросил Ахмада о этой молитве, тот сказал: «У меня нет ничего достоверного про нее». ‘Али ибн Са’ид говорит: «Тогда я сказал ему: «А что, если хадис о ней рассказал аль-Мустамир ибн ар-Райан, от Абуль-Джавза от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра?». Он сказал: «Кто тебе сказал это?». Я ответил: «Муслим ибн Ибрахим». Тогда он сказал: «аль-Мустамир – доверенный передатчик», — и было видно, что он доволен». Ибн Хаджар комментирует: «Это говорит о том, что имам Ахмад согласился с желательностью молитвы «тасабих». Что касается передающегося от него другого мнения, то ему противостоит мнение тех, кто посчитал хадис этой молитвы достоверным, и принял его. К тому же ученые-богословы единогласны в том, что нельзя принимать к практическому руководству вымышленный хадис, и что слабый хадис разрешается принимать только в том случае, если он порицает плохие деяния, либо указывает на достоинство хороших и побуждает к ним». Далее имам Ибн Хаджар добавляет: «В действительности, этот хадис относится к категории хороших хадисов, ибо существует множество путей его передачи, которые подкрепляют основной иснад». Одним из законоположений шариата является то, что порицается совершение единогласно отвергаемого, а то, в отношении чего мнения ученых разошлись, не может быть порицаемо. Таким образом тот, кто постоянно совершает эту молитву в различные благословенные даты, к примеру, в последние десять ночей рамадана, совершает благое и следует сунне. А тот, кто следует за учеными, отрицающими достоверность хадиса о ней, то на нем также нет греха, но при условии, что он не будет осуждать совершающего ее, ибо нет порицания в вопросах, не имеющих консенсуса ученых. А Аллах – Свят Он и Велик – знает лучше! —————————— ^1 Субхан Аллах! Валь хамду ли Ллях! Ва ля иляха илля Ллах! Ва Ллаху акбар! <#>