Чья очередь?
Это были времена пророка Мусы. Однажды один молодой человек пришел к нему и попросил:
– Научи меня языку животных! Я хочу научиться языку зверей и птиц, чтобы получать назидательные уроки от их разговоров.
Пророк Муса сказал ему:
– Откажись от этого своего желания! Потому что есть много опасностей в знании их языка!
Но этот человек очень настойчиво просил Досточтимого Мусу:
– Хотя бы научи меня языку собаки и петуха, которые живут у меня во дворе!
В конце концов, Досточтимый Муса уступил его просьбам:
– Будь разумным человеком, – сказал он ему, – ты и только ты будешь ответственным за все то, что произойдет с тобой. А сейчас иди, твое желание исполнилось!
Утром человек вышел во двор, думая про себя: “Ну-ка, посмотрим, научился ли я языку зверей и птиц?”
В это время служанка, прислуживавшая в доме, вынесла скатерть с остатками пищи и стряхнула их в огороде. Оттуда выпал ломтик хлеба.
Петух тут же ухватил этот ломтик. Собака сказала петуху:
– О, задорно кукарекающий петух! Разве так можно поступать? Ты клюешь и зерно, и кукурузу, и ячмень, я же не могу есть ничего из этого. Но могу съесть этот кусок хлеба. А ты хватаешь его. Так знай же, ты хватаешь то, что принадлежит мне по праву!
– Замолчи! – отвечал петух. – Не жадничай, вместо этого хлеба Аллах даст тебе другое. Смотри, завтра у нашего хозяина падет лошадь, и ты до отвала наешься мяса!
Услышав их разговор, хозяин дома тут же побежал на рынок и продал свою лошадь. На следующий день он снова решил послушать, о чем же говорят между собой собака и петух.
Собака сердилась на петуха:
– Ах ты, лживый петух! Ты же говорил, что падет лошадь?
– Лошадь пала, – отвечал петух, – но, так как наш хозяин продал ее, она пала в другом месте. Но ты не беспокойся, завтра падет мул. Опять же, вам, собакам, угощение!
Услышав о том, что мул падет, хозяин дома отвел его на базар и продал. На следующий день он снова пришел послушать, о чем говорят петух и собака, думая: “Посмотрим, что они скажут на этот раз?”
Снова собака сердилась на петуха: “О, лживый петух, при всем честном народе нужно бы бить в барабаны и объявить, что ты являешься самым лживым из всех лжецов! Ты же говорил, что мул падет, и мы, собаки, получим угощение?”
Очень уверенным тоном петух отвечал ей:
– Мул тоже пал! Но так как наш хозяин продал его, он, как и лошадь, пал в другом месте. Но ты не беспокойся. Завтра умрет любимый слуга нашего хозяина. И собравшимся на похороны будет приготовлена пища. И тебе кое-что перепадет.
Разве услышав эти слова, человек ничего не предпримет? Тут же он продал своего слугу. И был очень рад, что избавился от финансовых потерь. “Я избавил себя от трех больших бед, которые должны были постигнуть меня в этом мире”, – говорил он себе.
На следующий день собака, надежды которой опять не оправдались, с большой обидой и гневом выговаривала петуху:
– О несущий всякую ахинею и вздор бестолковый петух! Ничего из того, что ты говорил, не случилось.
Но очень уверенным тоном петух отвечал:
– Ни в коем случае. Мы, петухи, никогда не говорим лжи. Мы, как муадзины, ожидающие наступления времени азана, следим за солнцем и временем. Даже если нас заточат в темное каменное здание, мы все равно будем ждать наступления рассвета и будем знать, когда солнце взойдет. А если кто-то из нас поет не вовремя, это становится причиной того, что он лишается головы. Да, слуга этого человека умер. Но так как наш хозяин его продал, он умер у того человека, который его купил. Таким образом, человек, купивший его, потерпел большой убыток. Но наш хозяин не получил никакой выгоды. Он продал лошадь, беда перешла к мулу, продал мула, беда перешла к слуге, продал и слугу, а теперь беда перешла к нему. Этот глупец своими руками разрушил стены своей крепости. Ведь завтра он сам умрет! Ты не беспокойся! Его наследники завтра зарежут большого и жирного быка, чтобы накормить собравшихся на похороны. И ты получишь много угощения.
Человека, слушавшего разговор собаки и петуха, бросило в жар! Как бы он ни сожалел, не смог избавиться от того, чтобы заплатить своей жизнью за свои поступки.
Разумный человек заранее видит последствия дел глазами души. А человек, мало обладающий разумением, понимает суть дел только после того, как они совершаются.