Зикруллах (поминание Аллаха) во вселенной и предрассветное время

Господь наш, у которого есть имя «аль-Хайй» (Вечно Живущий), каждому своему творению дал жизнь. Во вселенной нет ничего, что можно было бы назвать «неодушевленным». Мы называем одушевленными, или живыми, животных, человека и растения, считая, что жизнь присуща только им, но, изучая молекулярное строение материи, узнаем о постоянном движении частиц внутри любого вещества и убеждаемся, что и здесь есть порядок и жизнь. Этот порядок распространяется на объекты как макро-, так и микромира. Всевышний Аллах познакомил каждое творение с сутью Своей и наделил их собственным зикром, собственным способом воспроизводить зикр. Поэтому считается, что каждое творение знает Господа своего и по-своему Его поминает.
Предметы, растения и животные знают о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и обо всех других пророках (алейхимуссалям). Об этом можно судить по чудесам и знамениям пророков. Когда возникала такая необходимость, они, с дозволения Всевышнего Аллаха, одушевляли камни, посохи, другие предметы. Так, камешки в руках Абу Джахля заговорили, подтверждая истинность пророческой миссии Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и поминая Всевышнего Аллаха. А посох пророка Мусы (алейхиссалям), обернувшись змеей, испугал Фараона. Также Красное море, повинуясь божественному повелению, открыло дорогу пророку Мусе (алейхиссалям) и его народу, но преследующего их Фараона во главе своего войска узнало и накрыло волной. Финиковая пальма, не желая расставаться с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), заскрипела и застонала, когда он убрал руку, которой опирался на нее. А животные обращались к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) с жалобами на своих хозяев, которые дурно обращались с ними.
О том, что неодушевленные предметы наипрекраснейшим образом выполняют божественные повеления, Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:
«Разве не видишь ты? Облака, солнце, луна и звезды – все они движутся по порядку. Каждая из этого сонма звезд восходит ровно в свое время, и ни на минуту не задерживает и не опережает времени своего захода
И как получилось, что мы не видим чуда знамений пророков и не понимаем их? Ведь они одушевляли камни и посохи. Взгляни на это и сравни кусок камня и посох со всем другим, что неодушевленно.
То, что камень повиновался нашему Пророку, а посох повиновался Мусе, говорит о том, как все другое повинуется Аллаху, Его Воле.
Они говорят: «Мы знаем Аллаха, повинуемся ему. Мы предметы, не возникшие в результате случайности. Мы сродни Красному морю. Море это, будучи лишь водою, отделило Фараона от сынов израилевых и потопило его!»
Где бы то ни было, дерево или камень, увидев Мустафу (саллаллаху алейхи ва саллям), приветствовали его. Поэтому, знай, что все, что кажется тебе неодушевленным, на самом деле живет!..»
Не только люди, но и джинны, животные, предметы знают Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так, как Аллах вложил это знание в них. Все они безропотно и с любовью повинуются ему. Однако оттого что человек увлечен суетой преходящей жизни, которая дана ему как испытание, его глаза закрыты завесой, и он чаще всего не видит этого. Как поучителен хадис Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который призван пробудить нас от беспечности:

«Каждое существо в небе и на земле, кроме непокорных из джиннов и людей, знает, что я – Посланник Аллаха» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, III, 310).
Это показывает, что не только человеку дано признать и подчиниться Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Напротив, можно сказать, что другие создания, которым не предоставлено право выбора, могут весьма превзойти в этом человека.
Это подтверждает священный аят:
«…Мы сделали подвластными Дауду горы и птиц, чтобы они славили [Аллаха], и Мы это свершили» (аль-Анбийа, 21/79)
Пробуждая рабов Своих от сна беспечности, Аллах говорит в этом аяте, что все, что создано Им, поминает Создателя своего на языке, который не слышен нам. Услышать же зикр созданий можно, когда душа обретет чистоту в процессе поклонения, зикра и чистосердечного служения, когда приподнимется завеса небрежения и беспечности, когда мир откроется в его истинном виде.
Следующий рассказ о любимом рабе Аллаха Азизе Махмуде Худайи (рахматуллахи алейхи) свидетельствует о том, что и растения совершают зикр.
Однажды шейх Уфтада (рахматуллахи алейхи) со своими мюридами вышел на природу. По его заданию, каждый из учеников должен был принести учителю букет цветов. Все принесли по букету, только Кады Махмуд эфенди (рахматуллахи алейхи) принес завядший цветок со сломанным стеблем… После того, как все вручили учителю красивые букеты, Кады Махмуд (рахматуллахи алейхи) смущенно протянул ему свой цветок. Под удивленными взглядами учеников шейх Уфтада (рахматуллахи алейхи) принял цветок и спросил:
― Сын мой, Махмуд! Почему, когда все принесли по букету цветов, ты принес завядший?
Почтительно склонив голову, Кады Махмуд (рахматуллахи алейхи) ответил:
― Господин учитель! Что бы я ни преподнес Вам, все будет мало. Когда я наклонялся к цветку, чтобы сорвать его, я слышал, его трепетный зикр: «Аллах, Аллах…» Сердце мое не могло согласиться, чтобы я сорвал хотя бы один из них. И я принес вам именно этот цветок, который уже больше не может поминать Аллаха…
Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) сказал:
«Царь птиц – это белый аист [турец. «лейлек»]. Знаешь ли, что означает его крик: «лек, лек»? Он означает:
Хамду Лек, Шукру Лек, Мульку Лек, йа Муста’ан! (Хвала Тебе, Благодарение Тебе, Власть Тебе, о Господь, в чьей помощи все нуждаются!)».
А Мухитдин Араби (рахматуллахи алейхи) раскрывает эту истину так:
«Каждое живое существо поминает Аллаха в свойственной только ему манере. И в этом они отличаются друг от друга по степеням:

Наиболее далеки от беспечности и постояннее поминают Аллаха неодушевленные создания. Потому что они не нуждаются в еде, питье, воздухе.
За ними следуют растения, у которых появляются некоторые потребности. Влага почвы и солнечный свет им необходимы для развития цветков, листьев, плодов.
Далее идут животные. Их жизненные функции намного сложнее, чем у растений. Поэтому они имеют больше потребностей и желаний нафса.
Нуждам человеческим же нет конца. Самомнение, несбыточные мечты и ненасытные желания неизбежно приводят его к беспечности».
В священном аяте повелевается:
يَا أَيُّهَا اْلاْنسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ الَّذِي خَلَقَكَ فَسَوَّاكَ
فَعَدَلَكَ فِي أَيِّ صُورَةٍ مَّا شَاءَ رَكَّبَك
«О человек! Что же ввело тебя в заблуждение относительно твоего великодушного Господа, который сотворил тебя, придал тебе твой облик, наделил тебя соразмерностью [членов] и воплотил тебя в тот образ, в какой пожелал?» (аль-Инфитар, 82/6-8)
Чтобы верно воспринимать таинства и мудрость, заложенные во Вселенной, необходимо, чтобы духовный мир обрел качественную глубину. Му’мин (верующий), который смотрит в мир и небо взором сердца, испытывает совершенно иные ощущения. Священный Коран открывает нам, что в небесах и на земле каждая пылинка поминает Создателя своего. В нем повествуется о том, что небеса, земля, горы, деревья, трава, солнце, луна, звезды и молния, животные, скатывающиеся камни и даже падающая на землю тень с утра до вечера пребывают в сажда (земном поклоне).
«Те, кто на небесах и на земле, а также тени их склоняются пред Аллахом по утрам и вечерам, желая или не желая того» (ар-Ра’д, 13/15)
«Неужели же [неверные] не думали о таком, что создано Аллахом и что обладает тенью, склоняющейся то направо, то налево, смиренно падая ниц пред Аллахом?» (ан-Нахль, 16/48)
Священные аяты представляют нам удивительную картину, где даже тени пребывают в сажда. Значит, и тело, и тень его, отдельно друг от друга, находятся в поклонении Всемогущему Господу… Все мельчайшие частички вселенной, все вместе и каждая в отдельности, независимо от того, способны они верить ли нет, подчинились воле Господа, пали ниц перед Ним и послушно выполняют обязанность, предопределенную им Аллахом… Увы, беспечны сердца тех, которые отвергли это, впали в неповиновение и растерянность, когда все сущее вокруг вольно или невольно покорилось всемогуществу Аллаха!..
Знают ли те, кто поклоняется кому-то кроме Аллаха, что даже тени их кумиров, в действительности, следуют порядку, установленному Им! Как глубоко их заблуждение и самообман!
Священные аяты рисуют и другие сюжеты, где фигурируют тени, предметы, живые создания и ангелы. Каждый из них с волнением и покорностью выполняет определенную ему обязанность. А неблагодарность, вместо повиновения и поклонения Аллаху, заставляющая идти против божественных повелений, свойственна несчастным и блуждающим в неведении сынам человеческим. Священные аяты укоряют их, пребывающих в беспечности, тем, что все создания и даже их тени склоняются перед Господом.
Действительно, если мы внимательно присмотримся к тому, что окружает нас, мы увидим в небесах, простирающихся до горизонта, где они сходятся с землей, горных хребтах, растянувшихся вдаль на большие расстояния, их сажда, их преклонение. Как прекрасен вид в волнении и трепете упавших на землю в сажда теней деревьев, цветов и трав, животных и людей. Будто земля – огромный ковер для поклонения теней всего сущего. Гром и молния – будто покаянные слезы и рыдания небесные.
Для чувствующего сердца в обитателях небес и земли заложено великое назидание. Трепетание сердца в тельце крохотного насекомого, рев огромного животного представляют ему проявления божественного могущества.
Восхитительные трели, что льются из сердечка соловья, имеющего размер не больше капельки, воркование горлицы «ху, ху» (араб. «Он, Он»), курлыканье аиста «лек, лек» (араб. «Тебе, Тебе») – как трогателен этот тасбих (восхваление) для внимающей души. Всевышний Аллах в священном аяте говорит:
«Неужели ты не знаешь, что пред Аллахом падают ниц и те, кто на небесах, и те, кто на земле: солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные, много людей, а также многие из тех, кто заслужил наказание. Того, кого унизит Аллах, никто не возвысит. Воистину, Аллах поступает так, как Ему заблагорассудится» (аль-Хадж, 22/18)
Как мы видим, создания и даже неодушевленные предметы – все заняты поклонением и восхвалением. Но, как это ни жаль, определенная часть человечества, пребывающая в небрежении зикруллах, будет нести за это наказание. Истинно, что каждая самая маленькая частичка вселенной, птицы, горы, реки знают своего Господа и не перестают поминать и славить Его. И лишь человек отстраняется от этой совершеннейшей системы и порядка, которым подчиняется все, не берет во внимание даже самую малую толику от этого знания, вступая в противоречие с самой своей сущностью и подвергая себя великой утрате.
Привязанность к Всевышнему Аллаху выражается у раба в том, что он не предает забвению Господа своего. Тонко чувствующие му’мины, куда бы ни бросили взор, увидят свет Его зикра, к чему бы ни прислушались, услышат мелодию Его тасбиха. И мы, в зависимости от того, насколько усердны в поминании Господа своего в этой жизни, завтра будем возвышены и приближены Им в той же степени.
Чтобы пройти по жизни с чистой совестью, умереть с верой и заслужить вечное счастье и благоденствие, нельзя забывать Господа. Ведь тот, кто в этой жизни забыл Господа своего, сам канет в вечное небытие и забвение. Лишь находясь перед лицом смерти, человек очнется от своей беспечности. Но будет уже слишком поздно, за той чертой ему нечего ждать, кроме разочарования и скорби.
Священный аят повелевает:
«Не уподобляйтесь тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они-то и есть грешники» (аль-Хашр, 59/19)
Один сахаба обратился к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям):
― О Посланник Аллаха! Предписаний религии стало так много. Научи меня, что мне сделать, чтобы заслужить довольство Аллаха и счастья в жизни будущей. – Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:

― Пусть язык твой всегда будет влажным от поминания Аллаха. (Тирмизи, Дават, 4; Ибн Маджа, Адаб, 53).
Поминание Аллаха не означает просто произнесение Его Имени. Только когда зикр возникает и исходит из сердца, он приносит пользу. Именно такой зикр имеет сходство с тем, когда в предвечные времена «Калу Бела» каждая душа присягнула на верность Господу своему: «Да! Ты – наш Господь»; и только выполняя зикр, таким образом, можно вновь обрести искренность и уверенность в своей вере.
Оттого, что мы часто пренебрегаем зикром, Всевышний Аллах многократно напоминает о его важности. Так, направляя пророков Мусу и Харуна (алейхумассалям) к Фараону, Всевышний Аллах наставлял их:
«Ступайте же вместе с братом с Моими знамениями и не забывайте Меня» (Таха, 20/42), не сделав исключения в этом даже для них, и это является для нас уроком.
Чтобы души му’минов освободились от окаменелости неведения и достигли божественного благоволения, зикр должен быть постоянным. Под этим подразумевается не один день или сеанс, а зикруллах длиною в жизнь, соединенный с каждым вздохом; только благодаря ему наступает духовное пробуждение человека.
В Священном Коране Аллах повелевает:
أَلَمْ يَأْنِ لِلَّذِينَ آمَنُوا أَن تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ اللَّهِ وَمَا نَزَلَ مِنَ الْحَقِّ
«Разве для уверовавших не настала пора, чтобы их сердца смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины?..» (аль-Хадид, 57/16). Этот аят был ниспослан в Медине для предостережения некоторых сахабов, которые после пережитых ими притеснений в Мекке, совершив хиджру, достигли достатка и позволили себе расслабиться. Поэтому мы, живя в атмосфере бесконечной любви к Господу, не должны впадать в зависимость от мирских благ и преследовать корыстные цели, а должны стремиться к духовной активности и прочности.
Ведь любящие всегда хранят в сердце своем память о тех, кого любят. Сердце без любви подобно невозделанной земле. В любви – познание. Так как любовь – причина всего сущего. Всевышний Аллах пожелал, чтобы человек познавал Его через побуждающее чувство любви, и ради этого сотворил этот мир. Сила и величие любви зависят от меры самоотречения, возложенного на ее алтарь. Поэтому, быть пробужденным в предрассветные часы, находясь в поминании Всевышнего Аллаха, есть воплощенное стремление и любовь к Нему. 
Вместе с тем, что му’минам необходимо постоянно пребывать в зикруллах, им надо знать, что самое благословенное время для зикра – предрассветное. Всевышний Аллах придает этому времени такое значение, какое не придает никакому другому. Заниматься в это время зикром и поклонением намного труднее, чем в любое другое время. Поэтому усердие, проявленное рабами в эти часы, свидетельствует о возвышенной любви и почтении раба к Господу своему.
Наш Господь говорит о рабах Своих, которыми Он доволен:
«Воистину, богобоязненные пребудут в садах и среди источников и получат то, что даровал им Господь, ибо они творили добро [на земле]. Только малую часть ночи предавались они сну, а уже на заре они молили о прощении» (аз-Зариат, 51/15-18)

И вновь Всевышний Аллах повелевает:
«И уповай на Великого, Милостивого, который видит, когда ты стоишь на молитве и совершаешь обрядовые движения среди бьющих челом» (аш-Шу’ара, 26/217-218)
Когда были ниспосланы эти аяты, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прошел по улицам, и в темноте ночи услышал гул голосов, словно жужжание пчелиного роя, доносящийся из домов его сахабов, читающих Коран и усердствующих в поминании и восхвалении Всевышнего Аллаха.
Насколько, в действительности, сильна любовь к Аллаху в душах, свидетельствует то страстное желание, которое они проявляют ради ночного намаза и тасбиха. Поэтому, по сути своей, ночной намаз и тасбих есть встреча с величественным близким, сохбет (дружеская беседа) с ним.
В священных аятах говорится:
«А также ночью. Бей же Ему челом и славь Его долгой ночью. Воистину, они (т. е. неверные) любят преходящий мир и пренебрегают трудным (т. е. Судным) днем» (аль-Инсан, 76/26-27)
«Те, которые оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде, и тратят [на благие дела] из того, чем Мы их наделили» (ас-Сажда, 32/16)
Поистине, ночные часы, с их тишиной и покоем, для достигших совершенства му’минов являются исключительным приобретением. Тот, кто знает истинную цену, именно вторую часть ночи, когда вся вселенная погружается в полное безмолвие, проводят в ду’а, поклонении, мольбах к Всевышнему Аллаху. И, как в дневное время они трудятся ради пропитания тела, так ночные часы используют для добывания пищи духовной, которая наполнит их сердца светом божественного знания.
Одного из любимых рабов Аллаха ученики попросили разъяснить суть нравоучения, которое они никак не могли понять:
― Наш господин, если мы присмотримся, то увидим, что у собак нет в природе врагов, которые питались бы их мясом, и они умирают естественной смертью. Несмотря на то, что собаки приносят много щенков, численность их почему-то не увеличивается.
Люди приносят в жертву и используют в пищу мясо овец. Но овца рождает всего одного ягненка. Однако численность овец не уменьшается, а наоборот, растет. В чем мудрость этого благословенного прироста овец?
С улыбкой выслушав вопрос, мудрый учитель отвечал:
― Как это ни покажется странным, но все дело в том, как животное встречает свой новый день. Ведь предрассветное время – самое благословенное время суток, когда нисходит милость и божественное знание. Собака, пролаяв всю ночь, к рассвету засыпает. Овца же на рассвете не спит. И поэтому получает свою долю той милости.
Очевидно, что те, кто спят в предрассветное время, лишают себя милости и блага так же, как если бы пустыня, море и отвесные скалы не пожелали бы впитать благодать весеннего дождя.
О Господь! Сделай, чтобы мы, Твои рабы, ни на один вздох не забывали Тебя! Наполни благословенным светом зикруллах наши дни и ночи! Оживи наши души фейзом (божественным знанием) предрассветных дождей! Дай каждому из нас познать истинную суть зикруллах! Наставь на истинный путь и тех, кто лишен понимания Твоего божественного величия! Во имя тех, кто поминает Тебя на рассвете, защити от зла недоброжелателей нашу Отчизну и наш народ!

Аминь!