Аль-Хайя
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу Миров! Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, правдивому в своих обещаниях, верному! О Аллах, выведи нас из мрака невежества и неправильного понимания к свету знания и понимания, из трясины страстей – к тому, что приближает к Раю.
Уважаемые братья и сестры, наша сегодняшняя тема – «аль-хайя».
Что же это в нашем понимании, в представлении западного человека?
В арабско-русском словаре слово «аль-хайя» переводится как «стыд; застенчивость, скромность».
А как они проявляются в поведении человека? Если бы Вы взяли лист бумаги, ручку, то что бы Вы записали в ответ на этот вопрос?
Молчаливость… тихий голос… тяжело заглянуть собеседнику в глаза… мурашки… покраснение… Возможно, Вы удивитесь, но все эти и другие симптомы психиатры объединили единым термином – «синдром социофобии».
Так в чем же причина возникновения подобного поведения и внутреннего состояния человека?
Согласно исследованиям психологов, которые занимались вопросами застенчивости, причины у каждого свои.
- Это и врожденная гиперчувствительность к непривычным событиям и людям, склонность глубоко задумываться. В ходе исследований интеллекта выяснилось, что «чем выше IQ, тем чаще его обладатель оказывается интровертом». [Лейл Лаундес «Прощай, застенчивость», С. 232]
- Это и наследственность. У 20% стеснительных людей есть близкие родственники, страдающие социофобией.
- Влияние окружающей обстановки: как то агрессия со стороны сверстников, какие-то неловкие, травматичные эпизоды из жизни, гиперопека родителей.
Около 13% жителей стран Запада всю жизнь страдали от застенчивости. 80% признаются, что у них бывают периоды стеснительности. И 40% утверждают, что по-прежнему беспокоятся о том, какое впечатление производят. [«Архив общей психиатрии»]
На Западе все эти проявления считаются серьезной проблемой личности, которая мешает ей реализоваться в жизни, проводятся семинары, пишутся книги о способах избавления от застенчивости.
Что же тогда означает «аль-хайя», к которой призывает Всевышний Аллах верующих?
Это достоинство, если верно толкование, достоинство «аль-хайя», произрастает под воздействием благородного аята, слова Всевышнего:
«Неужели он не знал, что Аллах видит?» (Священный Коран, Сура «Сгусток», 14 аят).
Аллах видит тебя, Он осведомлен о тебе, Слышащий то, что ты говоришь, Знающий, где блуждает твоя мысль…
Уважаемые братья и сестры, как поступит каждый из нас, если почувствует, что находится под наблюдением? – Проявит высочайший самоконтроль!
Если почувствует, что его телефон прослушивается, как будет говорить в трубку? – С поразительной сдержанностью.
Нет сомнений, что человек будет соблюдать дисциплину, когда почувствует, что другой человек, того же цвета кожи, национальности, но более сильный, следит за ним. Так как же, если он узнает, что Создатель небес и земли наблюдает за ним?! Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: «Не взывай наряду с Аллахом к другим богам, а не то окажешься в числе подвергнутых мучениям». (Священный Коран, Сура «Поэты», 213 аят).
Предостереги своих ближайших родственников! Опусти свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерд к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете». Уповай на Могущественного, Милосердного, который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам.
Священный Коран, 26:214-218
Он видит тебя в твоей постели, Он видит тебя в твоем доме, Он видит тебя в обществе братьев по вере, Он видит во время твоей продажи и во время покупки, Он видит твои связи, Он видит тебя в твоем странствии и во время оседлой жизни, Он видит тебя во всех делах.
«который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам».
Видел ли ты того, кто мешает Рабу, когда тот молится? Как ты думаешь, а вдруг он был на правом пути или призывал к богобоязненности? Как ты думаешь, а вдруг он счел ложью истину и отвернулся? Неужели он не знал, что Аллах видит его?»
Священный Коран, 96:9-14
Уважаемые братья и сестры, самый достойный иман человека – это когда он знает, что Всевышний Аллах вместе с ним. Ощущения верующего, что Аллах (находится) вместе с ним – это ощущения на высших степенях веры.
«Он с вами, где бы вы ни были». (Священный Коран, Сура «Железо», 4 аят).
Он с вами посредством Своего Знания, и нет ни одного движения, и нет ни одного состояния покоя, ни одного слова, ни одного измышления, ни одного взгляда, чтобы Он не знал о них. И не скрывается от него скрытое, уважаемые братья и сестры.
О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за Вами.
Священный Коран, 4:1
Он видит тебя и знает, что происходит в твоем разуме, и Он слышит тебя.
И это достоинство, достоинство «аль-хайя», произрастает из вышеперечисленных аятов.
О, братья и сестры, скажем во второй раз, если какой-нибудь человек, той же национальности, что и ты, но сильнее тебя, станет следить за тобой, ‒ ты начнешь контролировать себя строжайшим контролем.
Иногда ты отдаляешься от подозрений, отдаляешься от слова, которое может быть двояко истолковано, выбираешь слово, которое не истолковывается, потому что ты под наблюдением. Так как же, если на месте этого человека был Создатель небес и земли? В руках Которого твои дела, в руках Которого твое здоровье, в руках Которого твоя болезнь, в руках Которого твое счастье, в руках Которого дать тебе или запретить, или поднять, или опустить, возвеличить или унизить? В то время, как это Создатель Великий!
«видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам».
«Неужели он не знал, что Аллах видит?»
«Воистину, Аллах наблюдает за Вами».
Каким должно быть твое состояние перед ним? – Состояние «аль-хайя».
Теперь ты едешь за границу, заходишь в огромный торговый центр, в нем товара – на миллиарды, но ведется видеонаблюдение. Реакция? – Поразительный самоконтроль. Или тебе говорят: «Эта дорога оснащена радаром!» Скорость была 120 км/ч – стала сразу 60. Это примеры из нашей сегодняшней жизни. Человек сильнее тебя – тот, который устанавливает фотокамеру на дороге. И если твоя скорость превысила предельно допустимую, ты платишь штраф. И здесь есть большое противоречие: разве не стыдится человек того, что он проявляет дисциплину перед другим человеком, из той же плоти и крови, что и он сам, но только более сильным, и не контролирует себя перед Создателем небес и земли?
Вот другой пример: если этот человек оказался твоим родственником, занимающим самое высокое положение в государстве, и он посетил тебя во время праздника. Что ты сделаешь? – Оденешь самую красивую одежду, рядом с этим человеком будешь следить за своими словами и, наверняка, сидеть достойным образом. Не может такого быть, чтобы ты чувствовал в присутствии сильного или большого человека наличие у самого себя такого же знания или силы, или имущества. Ты сидишь перед ним смиренно, следишь за своей речью, не произносишь ни слова, которое тебе не следовало бы произносить. Так ты следишь за самим собой рядом с таким же человеком. А разве Аллах, Субханаху ва Тагаля, не обладает бОльшим правом на то, чтобы ты проявлял стыдливость перед ним?
Поэтому приведем еще один аят, который можно добавить к вышеперечисленным:
Он знает о предательском взгляде и о том, что скрывают груди.
Священный Коран, 40:19
ПРИВЯЗАННОСТЬ «АЛЬ-ХАЙЯ» К ИМАНУ
Я приведу два примера. Ты сидишь в своем доме, и окно открыто. А напротив стоит дом. У него есть балкон. Вышла на балкон красивая женщина, одетая в откровенный наряд. И если ты посмотришь на нее, не будет на земле никого, кто мог бы уловить это прегрешение. Ты в темной комнате, и окно открыто, и красивая женщина встала на балконе в непристойной одежде. Ты можешь вдоволь насмотреться на ее красоты… Однако верующий опускает глаза, потому что он знает, что Аллах видит его, Он в доме. Это пример прегрешения, которое никто из людей не в состоянии уловить, проконтролировать.
Второй пример такого ослушания: врач, и ему приходится смотреть на то место на теле женщины, на которое она жалуется. И если он злоупотребит взглядом на место, на которое она не жалуется, разве есть на земле сила, способная уловить это прегрешение, кроме Аллаха?
«Неужели он не знал, что Аллах видит?»
«Он знает о предательском взгляде (о взгляде на запретное) и о том, что скрывают груди (сердца)».
Аят о взгляде, аят о движении, аят о пребывании в покое, аят о неуместной улыбке, о каждом проявлении гнева, которого не должно было быть. Аллах знает о нем и вскоре потребует отчета за него.
В «хадисе сахих» среди хадисов от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, от Салима ибн Абдуллаха, от его отца приводится:
Поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил однажды мимо мужчины, одного из ансар, (в то время как) он поучал своего брата по поводу его застенчивости (аль-хайя). И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставь его! Поистине, застенчивость — от веры (имана).
Привели Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи,
Насаи и Малик ибн Абдуллах ибн Умар
Удивительно! Достоинство «аль-хайя» привязано к иману (вере). Так верующий стыдится, а тот, кто не является верующим, не стыдится. И наоборот, тот, кто стыдится, является верующим, а тот, кто не стыдится, не является верующим.
Если человек рассказывает о непристойностях, разврате, ‒ значит, в нем никогда не было стеснительности. Он не стыдится упоминать то, что ниже пояса, и упоминать о том, что происходит между мужчиной и женщиной в постели. И кто рассказывает об этих вещах, вдаваясь в подробности и детали, и называет эти вещи своими именами, в нем нет стыдливости перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик.
СДЕРЖИВАНИЕ ЯЗЫКА — ИЗ ЗНАМЕНИЙ ВЕРЫ (ИМАНА)!
Клянусь Аллахом, если кто обратит внимание, когда он сидит рядом с верующим или живет с ним в течение тридцати лет, он никогда не услышит от него ни слова, способного оскорбить «аль-хайя» (застенчивость).
Восхитительное высказывание:
Не станет правильной вера (иман) человека, пока не станет правильным его сердце. И не станет правильным сердце, пока не станет правильным его язык…
хадис от Анаса бин Малика,
св. хадисов Ахмада
Из самых ярких особенностей верующего – сдерживание языка. В его речи нет ни одного неприличного слова, ни одного оскорбительного слова, и нет слова, называющего гаурат своими именами.
Поэтому из знамений имана – сдерживание языка. И причина сдерживания языка – «аль-хайя» перед Всевышним.
Так наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Оставь его, поистине стыдливость от веры!» Ты верующий – значит, ты обладаешь качеством «аль-хайя». Ты стыдливый – значит ты верующий.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВА И ЛЖИ С ИМАНОМ
Уважаемые братья и сестры, один из самых метких благородных хадисов:
Верующему могут быть присущи все качества, кроме предательства и лжи.
хадис от Абу Умамы Аль-Бальхый,
св. хадисов Ахмада
Один верующий может быть нервным, эмоциональным, в другом – преобладает кротость. И оба они – верующие. Здесь верующий, который любит встречаться с другими, открытый, – там верующий, предпочитающий оставаться дома, не любящий встречаться с кем-либо. И оба они – верующие. Есть верующий, который большое внимание уделяет своей одежде, и верующий, который уделяет этому меньше внимания. Верующий, который достиг совершенства в подборе подходящих цветов для своей одежды, у него хороший вкус, и – верующий, в котором меньше этого. Все это вместе – «качества»:
«Верующему могут быть присущи все качества…»
Можно привести много примеров, насколько разными могут быть качества верующих.
«Верующему могут быть присущи все качества, кроме предательства и лжи».
Словно предательство и ложь несовместимы с иманом. Так верующий не обманывает и не предает. И ты, дорогой брат или сестра, можешь работать с работником, который совершил сотни допустимых ошибок, до тех пор, пока он не обманул или не предал. В этом случае нет для тебя пользы в том, чтобы он продолжал у тебя работать.
Она сказала: «О, отец мой! Найми его! Ведь, поистине, лучшим из тех, кого ты нанял, будет тот, кто силен и верен!» (Священный Коран, Сура «Рассказы», 26 ат)
Поэтому сказал уважаемый пророк (мир ему): «Оставь его! Ведь, поистине, стеснительность от веры».
Из признаков того, кто не является верующим, ‒ это то, что он не стыдится непристойного слова, упоминания ‘аурата, пути разврата, не стыдится пристально смотреть на ‘аурат вокруг него и комментировать то, что он видит. Все это качества того, кто не является верующим.
ВЕРУЮЩИЙ СТЫДИТСЯ ОСЛУШИВАТЬСЯ АЛЛАХА, И ЕГО СТЫДЛИВОСТЬ ПРИВОДИТ ЕГО К ПРЯМОТЕ
От Абу Ас-Савара Аль-‘Адавий приводится, что он сказал: «Я слышал, что ‘Имран бин Хусайн сказал: «Сказал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Стыдливость (аль-хайя) не приходит, кроме как с добром!» Затем сказал Бушейр бин Ка’б: «Поистине она (аль-хайя) приписывается к мудрости: поистине, от нее (приходит) серьезность («вакарун»), и от нее (приходит) спокойствие». [Хадис привели Аль-Бухари и Муслим, и Абу Дауд от ‘Имрана бин Хусайна]
Тот, кто стыдится, обладает серьезностью, и на сердце того, кто стыдится, спускается спокойствие, и в том, кто стыдится есть величие, внушающее почтительный страх (окружающим). Из самых простых разъяснений «аль-хайя» ‒ это то, что верующий стыдится ослушаться Аллаха. И таким образом «аль-хайя» приводит его к прямоте.
ЕДИНОБОЖИЕ – ВЫСШАЯ ИЗ СТЕПЕНЕЙ ИМАНА (ВЕРЫ)
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Иман (вера) имеет более семидесяти трех ответвлений, и лучшее из них – говорить: «Нет божества, кроме Аллаха».
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Насаи
Высшая степень имана – это веровать в Единого и Единственного Творца. И не познали рабы ничего лучшего, чем единобожие (таухид). И он является пределом Знания. Предел Знания – это следовать единобожию, не видеть наравне с Аллахом никого, видеть, что все дела находятся в руках Аллаха, не видеть никого возвышающего помимо Аллаха и никого понижающего помимо Него, ни дающего помимо Аллаха, ни запрещающего помимо Него, ни возвеличивающего помимо Аллаха, ни принижающего помимо Аллаха, ‒ все это и есть «таухид», твоя привязанность к одной Силе ‒ к Создателю небес и земли.
Поэтому «пусть не боится человек («ля йахафанна») ничего, кроме своего греха…» (Приводится от праведных предков).
Существует множество обладателей силы, притеснителей, злостных личностей, страшных зверей, насекомых, укус которых смертелен, опасностей, которых не счесть и не перечислить. Однако ты не бойся ни одной из них, а бойся греха, совершаемого тобой. Ведь этот грех призовет к тому, чтобы Аллах позволил всем этим злоключениям случиться с тобой:
«Пусть не боится человек ничего, кроме своего греха, и не надеется ни на кого, кроме своего Господа».
ГЕРОИЗМ ЧЕЛОВЕКА НЕ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ В АЛЛАХА И В ТО, ЧТО ОН ПРИЗОВЕТ К ОТЧЕТУ, НО И В ТОМ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ, ЧТО ОН ВЕРШИТ, ЧТО ПОЖЕЛАЕТ!
Уважаемые братья и сестры, следовательно:
Вера (иман) имеет более семидесяти трех ответвлений, и самая превосходная из них – это говорить, что «нет божества, кроме Аллаха», а низшая из них – удаление вреда с дороги.
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Насаи
Например, лежит камень, который может навредить людям, если останется на своем месте, или там что-то из фруктов, на чем можно поскользнуться. И «удаление вреда с дороги» заключается в том, чтобы поднять это и положить в нужное место.
«Аль-хайя» так же является одним из семидесяти трех, или шестидесяти трех, ответвлений веры, высшее из которых – таухид, а низшее – удаление вреда с дороги.
И стыдливость – ответвление веры (имана).
хадис от Абу Хурайры,
св. хадисов Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Насаи
И об этом сказал Всевышний: «Большая часть их уверует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей». (Священный Коран, Сура «Юсуф», 106 аят).
Героизм не только в том, чтобы верить в Создателя небес и земли, но и в том, чтобы верить, что Он: «вершит, что пожелает». (Священный Коран, Сура «Созвездия Зодиака», 16 аят).
«И Он тот, кто является Богом на небесах и на земле…». (Священный Коран, Сура «Украшения», 84 аят).
ПРОРОК (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ДА ПРИВЕТСТВУЕТ), БЫЛ БОЛЕЕ СТЫДЛИВ, ЧЕМ НЕЗАМУЖНИЕ ДЕВУШКИ, ПРЕБЫВАЮЩИЕ В СВОИХ ДОМАХ
А теперь, что касается Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), он был более стыдливым, чем незамужние девушки, пребывавшие в своих домах (вплоть до замужества). Так, если он видел нечто, что ему не нравилось, то мы могли узнать это по его лицу. У него была очень высокая степень стыдливости.
Однажды его спросила одна женщина, как очищаться от «хайда» (менструальных кровотечений). И он сказал ей: «Возьми кусочек ткани, смоченный миском, и затем очищайся им». Она спросила: «Как мне очищаться им?» Он ответил: «Очищайся им!» Она сказала: «Как мне очищаться им?» Он сказал: «СубханаЛлах! Очищайся им!» Затем я притянула ее к себе и сказала: «Проведи им по следам крови».
хадис от Аиши,
св. хадисов Аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи
В этом хадисе мы видим стыдливость посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в разъяснении мельчайших подробностей женских вопросов. Тем не менее, иногда бывает, что женщина звонит с вопросом, не поддающимся разуму, ‒ недопустимо, чтобы женщина обращалась с подобным вопросом к мужчине. Поэтому я мечтаю, чтобы женщины обучались положениям фикха, чтобы среди них появилась та, которая превзойдет мужчин в способности давать ответы на вопросы касательно женщин. Так он, да благословит его Аллах и да приветствует, был более стыдливым, чем девушки на выданье, пребывающие в своих домах. И от праведных предков приводится:
«Не вгоняйте в краску лица!»
И из застенчивости верующего то, что он никого не стесняет и не ставит в затруднительное положение.
ИЗ ПРИЗНАКОВ ВЕРУЮЩЕГО ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВОЕЙ ОДЕЖДЕ
Со слов Абдуллаха ибн Масгуда приводится, что Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Стыдитесь Аллаха истинной стыдливостью!». Мы сказали: «Поистине, мы стыдимся Аллаха, о посланник Аллаха, и Хвала Аллаху!». Он сказал: «Это не то. Но поистине, стыдливость перед Аллахом истинной стыдливостью (в следующем): чтобы ты берег голову и то, что она вмещает, и живот, и то, что он содержит, и вспоминал смерть и испытание. И тот, кто желал мира вечного, оставил красоты дуньи (мира бренного), и поставил мир вечный на первое место. И кто сделал это, тот стыдился Аллаха истинной стыдливостью».
хадис от Абдуллы ибн Масгуда,
св. хадисов ат-Тирмизи
Разве ты смотришь на красоты женщин? Если это так, то ты не стыдишься Аллаха. Разве ты позволяешь своим ушам слушать то, чем не будет доволен Аллах? – Тогда ты не стыдишься Аллаха. Разве ты произносишь своим языком мерзкие, распутные слова? – Ты не стыдишься Аллаха.
«…чтобы ты берег голову и то, что она вмещает, и живот, и то, что он содержит…»
Разве ты покупаешь себе еду за счет запретного имущества и поедаешь ее? – Тогда ты не стыдишься Аллаха. Разве ты живешь жизнью, которая совершенно не подготавливает тебя к смерти? – Ты не стыдишься Аллаха.
«…и вспоминал смерть и испытание. И тот, кто желал мира вечного, оставил красоты дуньи (мира бренного), и поставил мир вечный на первое место. И кто сделал это, тот стыдился Аллаха истинной стыдливостью».
О, братья и сестры, «аль-хайя» – из качеств верующего, и признак твоего имана (веры) – стыдливость перед Аллахом. Однажды один человек, который работал у Пророка за определенную плату, мылся голым на глазах у людей. На что он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Я не вижу, чтобы ты стыдился своего Господа. Получи свой расчет, ибо нет нам нужды в тебе». (Привел Абдурраззак от Рафига ибн Хадиджа)
Когда человек ходит в неприличной одежде, в нижнем белье по дому, перед своими дочерьми, перед своими сыновьями, перед своими близкими, – в этом случае нет и речи о стыдливости. Так одним из признаков верующего является его внимательное отношение к собственной одежде. Взгляните на аят:
«Или вы прикасались к женщинам…» (Священный коран, Сура «Женщины», 43 аят).
Эта фраза означает то, что все вы знаете, однако она не оскорбляет и застенчивости ребенка.
ВСЯ РЕЛИГИЯ – ЭТО «АЛЬ-ХАЙЯ» (СТЫДЛИВОСТЬ)
Он сказал: «О, доченька, поистине, эта одежда описывает форму твоих костей». Слово «кости» не возбуждает желания, чего нельзя сказать относительно любого другого (возможного здесь) слова. Такие уроки мы извлекаем из Сунны. Что касается Священного Корана:
«Или вы прикасались к женщинам…»;
«…которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих женщин и невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками». (Священный Коран, Сура «Верующие», 5-7 аяты).
Взгляните на эти слова: «сверх этого», – в них подразумеваются все сексуальные отклонения.
«тогда как желающие сверх этого…»
Священный Коран и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) учат нас стыдливости на наглядных примерах. А относительно того, чтобы называть вещи своими неприличными именами, ссылаясь на хадис «нет стеснительности в религии», мы говорим «Нет, напротив, вся религия – это стеснительность (аль-хайя)!».
И вся хвала Аллаху, Господу Миров!
Автор: доктор Мухаммад Ратибун Набульси.
Перевод с арабского: Асия Шакири.