Время прощать
Человек – социальное существо, постоянно находящееся в обществе, в окружении других, подобных ему людей. Людям приходится ежедневно взаимодействовать между собой. Чаще всего взаимодействие оказывает благоприятное влияние на человека, например, беседа с друзьями, с близкими людьми.
Но случается и такое, что мы претерпеваем негативные эмоции во время общения. Кто-то может обидеть нас, выронить неосознанно дурное слово или же целенаправленно оскорбить. К сожалению, никто не застрахован от таких ситуаций и каждый по-разному реагирует на подобные высказывания. Одни просто не обращают внимания на сказанное, другие же испытывают чувство обиды, которое может жить в сердце человека долгое время.
В Исламе умение прощать является одним из наивысших достоинств, присущих мусульманину:
Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим].*
Священный Коран, 7:199
Как известно, чувство обиды рождается в голове: мы понимаем, что кто-то сделал что-то неприятное для нас, пытаемся понять, почему такое произошло, и каждый раз прокручиваем в мыслях случившееся.
Часто бывает очень сложно простить обидчика. Но не стоит забывать, что человек должен обладать терпением, великодушием и милосердием; находить в себе силы, чтобы противостоять людям, которые обидели его.
У пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он процитировал слова [из Корана]: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]»,
а затем добавил:
«[Высокие нравы] – это (1) когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; (2) когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; (3) когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».
Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин.
Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 307;
аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, хадис № 4642.
Кто-то считает, что прощать всех и каждого – это признак слабоволия, уступчивости. Но это мнение является ошибочным. Человек прощает, проявляет снисхождение ради Всевышнего Аллаха.
Если что и приумножит Господь простившему [другого], так это величия (силы, мощи, славы, чести).
Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 280
Прощение других способствует зарождению в душе человека ценных и незаменимых качеств, таких как милосердие, доброта и великодушие. Человек духовно обогащается, возвышаясь на более высокие уровни сознания и развития.
Боль – это учитель, а неудачи – верный путь к успеху… Научись принимать неприятности как благословение свыше. Встретив на своем пути камни преткновения, решительно превращай их в ступени лестницы, ведущей вверх.
Робин Шарма
Если копить годами всю боль и обиду, мы делаем хуже себе. В нас зарождается чувство мести или другие негативные чувства (зависть, ненависть и пр.), которые впоследствии оказывают влияние на наши мысли, мировоззрение. А мысль – это половина поступка. Если человек живёт лишь одной целью – отомстить, вся его жизнь теряет ценность.
Если вам причинят зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение [простите обидчика, мудро избежите конфликта и противостояния], то это – лучшее для тех, кто терпелив [кто на самом деле является таковым, знает, что такое стойкость, воля, сила].*
Священный Коран, 16:126
Возможно, после того как будет совершена месть, человек испытает чувство удовлетворённости, но это лишь одна сторона медали. Отомстив, мы сами становимся теми самыми обидчиками. Следовательно, наши действия, поступки ничуть не лучше поступков других.
Желайте и стремитесь к возвышению пред Богом! [Для этого] прощайте тех, кто безрассудно обойдется с вами (будьте незлобивы, сохраняйте благоразумие), и давайте тем, кто лишит вас.
Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 308, «сахих»
Умение прощать – удел сильных!
Как легко об этом говорить, но как трудно применять в жизни!!!
Прощение – это великое проявление духа и личного мужества. Каждая минута воспоминания о том, кто тебя обидел, украдена у более полезной цели.
Робин Шарма
Истинно верующий человек прекрасно понимает, что он на этой земле всего лишь на небольшое мгновение, за которое надо успеть сделать гораздо более важные вещи, нежели тратить драгоценное время на обиды и злобу. Мы не можем изменить положения многих вещей, но мы можем изменить наше отношение к ним!
Мщение поравняет тебя с обидчиком твоим, прощение же его поставит тебя много выше его. Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
А. Дюма-старший
Поэтому, необходимо освободиться от этого груза и быть выше всех обид. Затаив обиду в душе, мы лишаем себя всех радостей жизни. Умение прощать приносит мусульманину величие и возвышение как в земном, так и в вечном!
Воздаяние за зло – подобное же зло (равносильное ему зло). Но кто простит [обидевшего его] и исправит [ситуацию, отношения, сможет перевести враждебную неприязнь своего недруга в доверительные, а возможно, и дружеские отношения], то таковым – воздаяние от самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо с Его безграничной милостью и щедростью]. Поистине, Он [Творец всего сущего] не любит притесняющих (обижающих, ущемляющих права и свободы других, угнетающих.*
Священный Коран, 42:40
Мы все молим у Господа простить нас за те или иные прегрешения, но способны ли мы сами на это?
Помните золотое правило жизни: относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам! Давайте же искать в себе силы прощать и быть великодушными!
Зиля Азизова,
Махалля №1
*С комментариями Ш. Аляутдинова