Конечно же, из недели в неделю из года в год кто-то впервые оказывается в мечети кто-то 10 раз кто-то и 20ый может быть и сотый раз человек оказывается в мечети, но каких-то вещей не знает, хотя с одной стороны мы уже эти вещи с вами обсуждали такие вопросы практического характера, как посещается мечеть, как молится, как то, как это мы все это подробно проходили и на наших занятиях и.т.д. например как нужно вести себя на пятничных намазах то, что категорически нельзя разговаривать во время пятничной хутбы, особенно когда Имам поднялся на минбар с этого момента нужно молчать. Это не просто даже культура, эта культура имеет начало в достоверной Сунне Пророка Мухаммада (САВ), что если Имам поднялся на минбар для чтения Хутбы, вот как только он поднялся с этого момента не проговаривается ни одно слово, пока имам не спустится. Некоторые из Вас совсем ничего не читают, не знают, некоторые впервые пришли в мечеть это все хорошо в любом случае, есть к чему стремится, но вот такого рода простые вещи как меня просят порой напоминать. Вот известный хадис от Абу-хурайры Пророк Мухаммад (САВ) сказал: « Изэ культэ ли сахибикэ яумаль джумати унсут вэль имаму яхтуб факот лягоутэ» Если ты скажешь своему соседу рядом сидящему в пятницу во время чтения проповеди т.е. с момента когда имам поднялся на минбар и до того момента пока он не спустится если ты сказал другому замолчи по сути дела исправляя его тот разговаривает не дает тебе слушать к примеру, даже если ты скажешь ему замолчи факот лягоутэ ты уже лягоутэ т.е. лягоутэ это болтать становится не действительно, отменять т.е. с одной стороны это болтовня с другой стороны  даже такой поступок он онулирует пользу от твоего прихода в мечеть на пятничную молитву всё это есть в книгах для намаза в хадисе чётко сказано даже вроде бы делая правильно исправляя другого ты уже поступаешь не правильно. Даже исправить другого ты можешь рукой поправить если он допустим болтает во время проповеди по телефону, если он пришел на пятничную проповедь не просто на прогулку и хочет получить от этого пользу перед Всевышним с точки зрения саваба с точки зрения в других хадисах проговаривается что компенсация его прегрешений за неделю т.е. с пятницы до пятницы если человек на одну пятничную проповедь пришел и на другую эти две молитвы они подчищают его прегрешения, которые были совершены на протяжении недели. И вот как раз даже если человек исправляет другого говорит замолчи уже это делает его приход не действительным т.е. вот эта компенсация прегрешений, воздаяния, саваб как такового это уже все онулируется. Ну пришёл совершил молитву отлично его молитва действительна ученые говорят, но с точки зрения воздаяния этому человеку уже ни на что  претендовать не придется. И вот как раз в одном хадисе говорится более точно: «Ва Мэн лэго фа ля джумата лэх» кто лэго т.е. хотя-бы одно слово сказал во время проповеди то «фа ля джумата лэх» то у него молитвы нет.

Но учёные говорят не в смысли, что её надо перечитывать нет, а в смысли, что воздаяния саваба который может там, в сотни крат в тысячи крат приумножаются, т.е. человек может уйти неописуемо богатым после всего лишь прослушав проповедь и почитав два ракаата джума намаза и сунны может быть триллионы единицы воздаяний может получить и всего лишь одно это слово оно всё это полностью сжигает, и просто выполнит обязанность перед Всевышним выполнив намаз и не более того. В хадисах есть не мало хадисов на эту тему, у Абу-Дауда есть хадис по этой тематике «яхдуруль джумаата саласата нафар» приходящих на пятничную молитву можно разделить на три группы фа роджулюн это как хадис слова Пророка (САВ) в сводах Абу-Дауда и есть иснад Аль-Ираки сказал, что иснад у него хороший, т.е. достоверный хадис. Людей приходящих на пятничную проповедь и молитву можно разделить на три группы говорит заключительный божий посланник «фароджулюн хадарохэ яльгу фэ хувэ хазуху минхэ» Одна категория людей эта те люди, которые приходят на пятничную проповедь молитву и яльгу они разговаривают пусть даже одно слово человек сказал пусть даже исправляя другого человека как в другом хадисе сказано. Вот это будет его уделом с этого прихода не более того. Это одна категория. «Ва роджулун  хадарохэ ядгу фэ хувэ роджулюн даа Ллаху иншаа аатоху иншаа манн ах» вторая категория людей это те люди которые приходят на пятничную молитву и проповедь они молят Всевышнего о том или ином если Всевышний пожелает то Он им даст если нет то нет. «Ва роджулун  хадарохэ биинсотин вэ сукутин вэ лям ятахоттэ рокобэттэ муслимин вэ лям юси ахада фэ хия каффаротин иляль джумати лятитэ лихэ вэ зиядэтэ салясяти айям» ну известная вот эта часть есть третья категория людей говорит Пророк Мухаммад (САВ) они приходят в молчании, в спокойствии, т.е. они не разговаривают они пришли в мечеть не разговаривая, они не кому не причиняют боли, т.е. они пришли в мечеть, они не то чтобы приехали, кинули машину, нагрубили кому-то или ещё что-то.  Человек приходит он не кому боль не наносит, приходя не кому не приятности не удобства не создаёт, спокойно сел между рядов он пришел на пятничную проповедь при таком подходе, если человек так пришел высоконравственно, спокойно побыл на пятничной молитве, проповеди и уходит точно также, не перебегая через головы других, а ровно, культурно также покидает мечеть.

В этом случае, что для него этот приход будет искуплением его ошибок и грехов до следующей пятницы плюс три дня ну в том смысле, если так по проще сказать, т.е. человек с точки зрения божественного воздаяния при таком подходе, когда он так пришел, так находился, так ушёл и все это культурно, ровно и красиво в этом случае человек уходит не описуемо  богатым человеком. С точки зрения божественного воздаяния саваба. И это компенсирует его ошибки ведь он не ангел на 10 дней, т.е. вот такой вот хадис. Эти вещи по сути дела элементарны, просты, но, к сожалению, мы это не замечаем как-то,  к сожалению не применяем.

Хадис «человек мягкостью добьется большего чем жесткостью.» и когда один человек стал использовать мягкость он лично убедился что жить намного легче будучи мягче со всеми чем быть жестким хотя по сути все же как говорят либо ты либо тебя либо надо все жёстче или нахрапом и.т.д. нет он его просто услышал применил стратегию выстроил мягкую ровную. Говорит, моя жизнь преобразилась в лучшую сторону во всех отношениях. По этому эти вещи аяты и хадисы они настолько обогащают человека всесторонне, но, к сожалению как порой говорят, мы ходим по неописуемым бессчетным богатствам  даже не удосужимся взять хотя бы часть этого и применить в жизни. И вот еще 29 сура священного Корана и её 45 аят, اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ  т.е. читай обращение к пророку ну и вообще к людям «Читай то что тебе внушаемо божественным откровением из книги» وَأَقِمِ الصَّلاةَ здесь уже переход ко всем людям «Выстаивай молитву» конечно, подразумевается обязательная молитва

إِنَّ الصَّلاةَ َنْهَى عَتنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ «Молитва воистину несет она удаляет, не дает, отрицает удаляет от чего от الْفَحْشَاء от всего скверного, не хорошего  وَالْمُنكَرِ это то что не соответствует божественному закону и то что не соответствует обычным нормам морали в любом тафсире вы это увидите. Из-за этого молитва она удаляет человека от  скверного, будь то прелюбодеяние, будь то покушение на честь и имущество или жизнь другого человека, т.е. такого рода ужасные вещи ужасные грехи не важно кто наш собеседник с кем мы столкнулись мусульманин он или нет, он человек. А то некоторые начинают в свою пользу трактовать чуть ли не преступные свои  деяния посягательство на чужое имущество чуть ли не аятами стараются, как-то оправдать типа не мусульманин и нет проблем, а по сути дела человек совершает реальное преступление. Причём человек который приходит в мечеть почитал одно, почитал другого и стал мусульманином. Если его до этого какой-нибудь мусульманин с подоплекой тем более религиозной как-то его подвел бы или обманул бы говоря, что можно, мол, кафир не верующий и.т.д. его можно и обмануть ну как он дошёл бы до мечети, потом он сказал, а у этих мусульман, так и эдак. По сути дела только Усватун Хасана лучший пример Пророк Мухаммад (САВ) сподвижники Пророка лучший пример люди своим благородством  с этой точки зрения поймите то, что кто из нас вдруг перебегает через улицу на красный свет и идёт в мечеть  люди смотрят, и они скажут этому учат в мечети ужас средневековье это всё ислам.

Мы ничего в жизни не изменим, если не изменим самих себя в таких простых, бытовых вопросах. Люди должны становится мусульманами, смотря на наши взаимоотношения, как мы себя ведём вопрос гостеприимства между нами. И вот эти нюансы молитва, если человек уже поднялся на уровень когда совершает молитву это его обязывает ко многому. Почему потому что  َنْهَى عَتنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ поистине говорится в священном Коране молитва удаляет не дает человеку совершать скверные аморальные поступки и все то что даже не только с точки зрения религиозных законов, а то что даже благоразумный человек не посчитает нормальным. И вот от всего этого молитва отдаляет.

Человек совершает молитву из месяца в месяц из года в год, и он становится более совершенным более морально и интеллектуально подкованным более красиво себя ведущим в том или ином. Т.е. человек он совершенствуется молитва всё больше и больше пропитывает его человеческим благородством и поэтому, представьте себе, что после пятничной проповеди как это смотрится со стороны это даже смотреть не хочется это ужасно смотрится, когда мусульмане верующие люди приклонявшие свой лик пред Всевышним Творцом слушавшие проповедь потом матом там друг друга посылают или делают что то такое не подобающее это настолько не совместимая вещь. И здесь никуда не денишся  «Ля югойру Ллаха ма такоумунэ хатта югойру мА би анфусихим» реалии жизни таковы пока мы не изменим себя Всевышний не изменит то, что вокруг нас, и нам немножко то себя изменить и будут происходить все более позитивные вещи для самих людей, мы даже себе представить не можем. Но нужно поработать над собой и хотя бы начать с того, что во время хутбы на джума мы не будем разговаривать сами и отвлекать других.  Но если мы не изменимся сами то Всевышний говорит

إِلاَّ تَنفِرُواْ يُعَذِّبْكُمْ عَذَابًا أَلِيمًا وَيَسْتَبْدِلْ قَوْمًا غَيْرَكُمْ وَلاَ تَضُرُّوهُ شَيْئًا وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ                      «Если вы не выступите в поход, то Он подвергнет вас мучительным страданиям и заменит вас другим народом. Вы ничем не навредите Ему, ибо Аллах способен на всякую вещь.»

Пророк Мухаммад (САВ) сказал: «Самое близкое положение раба к его Господу, это земной поклон саждэ. Поэтому, совершая его, побольше просите Его, взывая к Нему!» (Муслим)

Представители племени Сакиф выдвинули перед мусульманами требования, которые заключались в следующем:

- Не брать с них никаких налогов.

- Никогда не призывать их на войну.

- Не требовать выполнения намазов.

В ответ Посланник Аллаха воскликнул:

«Хорошо! Пусть у вас не требуют уплаты налогов. Вас не будут призывать к джихаду, но нет ничего хорошего в той вере, где не совершают намаз» (Абу-Дауд)

Намаз, исполнение которого было приказано Аллахом во время мираджа, имеет настолько огромное значение, что даже на поле битвы воины были обязаны совершать намаз. Всемогущий Аллах дал подробное наставление по поводу совершения намаза в подобных обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах мусульманину не позволяется откладывать выполнение намаза. Даже отказ от коллективного намаза является серьезным проступком. Всемогущий Аллах, указывая, что правоверные только благодаря намазу могут достичь могущества и силы, в Коране сообщает:

الَّذِينَ إِن مَّكَّنَّاهُمْ فِي الأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الأُمُورِ

«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха».

Пророк Мухаммад (САВ) сказал: «Даже если тебя раздерут на части, даже если тебя сожгут в огне, ни в коем случае не придавай Аллаху сотоварищей! Всегда совершай намазы, так как если кто-нибудь намеренно не совершит намаз, он лишится покровительства и защиты Аллаха!» (Ибн-Маджа).

Ведь Создатель Вселенной, подчёркивая, что признаком лицемеров является леность по отношению к намазу или совершение его с опозданием, в Коране сообщается:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَاؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلاَّ قَلِيلاً

«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного.»

فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ

الَّذِينَ هُمْ عَن صَلاتِهِمْ سَاهُونَ

«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые исполняют её только для вида!»

Пророк Мухаммад (САВ) сказал: «Милость Аллаха над теми, кто в своё время исполняет намаз, а тех, кто совершает незадолго до истечения времени, ожидает прощение». (Тирмизи)

Т.е. Аллах бывает, доволен теми рабами, которые своевременно молятся, а тех, кто по небрежности совершил ошибку и отложил совершение намаза, Он прощает Своей милостью.